FGHIGate на GaNJa NeTWoRK ST@Ti0N - Просмотр сообщения в эхоконференции GANJANET.LOCAL
Введите FGHI ссылку:

Присутствуют сообщения из эхоконференции GANJANET.LOCAL с датами от 13 Oct 05 22:03:42 до 05 Aug 17 10:35:42, всего сообщений: 3030
= Сообщение: 1963 из 3030 =================================== GANJANET.LOCAL =
От   : Mithgol the Webmaster            2:5063/88          12 Feb 07 11:47:42
Кому : All                                                 12 Feb 07 11:47:42
Тема : [FWD] [1/2] О необходимости иллюстраций в Фидонете
FGHI : area://GANJANET.LOCAL?msgid=2:5063/88+45d02a10
* изначально написано в эхоконференцию TITANIC.BEST
* также было отослано в эхоконференцию GANJANET.LOCAL
* также было отослано в эхоконференцию RU.FIDONET.TODAY
* также было отослано в эхоконференцию RU.FTN.DEVELOP

╔═════════════════════════════════════════════════════────────────────────────
║ Письмо из эхи:  RU.GOLDED (Редактоp cообщений GoldED)
║ Автор и время:  Sergey ``Mithgol'' Sokoloff, 2:5063/88 (12 Feb 07 11:43)
║ Кому написано:  Andrei Yakovlev
║ Заглавие темы:  [1/2] О необходимости иллюстраций в Фидонете
╚════════════════════════════════════════════════════════════════════─────────
@MSGID: 2:5063/88 45d028dc

Так было 01:38 12 Feb 07 написано от Andrei Yakovlev к Sergey ``Mithgol'' Sokoloff:

AY> И не стоит этого делать - получится второй Интернет со всеми
AY> вытекающими... :)

Hичего подобного. Разве картинки создают Интернет? В Фидонете у нас есть своя оффлайновость, есть устав (policy), есть грамотное модерирование. Вообще-то мне более года тому назад довелось поднять здесь этот вопрос:

╔═════════════════════════════════════════════════════────────────────────────
║ Цитата из эхи:  RU.GOLDED (Редактоp cообщений GoldED)
║ Автоp и вpемя:  Sergey ``Mithgol'' Sokoloff, 2:5063/88 (01 Feb 06 21:24)
║ Кому написано:  Ruslan Kondrackiy
║ Заглавие темы:  Плагины GoldEd+ и восточный гороскоп Фидонета
╚════════════════════════════════════════════════════════════════════─────────

[ />_*... и скип ... долгий, зловещий скип ...*_</b>
/ ]

Hапротив, в Фидонете есть два достоинства, которые выгодно отличают именно эту сеть. Первым достоинством назову целеустремлённое модерирование эхоконференций, благодаря которому в Фидонете гораздо меньше оффтопика, нежели в большинстве форумов Паутины, и гораздо больше вежливости и взаимного уважения. Вторым же достоинством Фидонета является принципиальное отсутствие какой бы то ни было необходимости в непрерывном подключении пользователя к Сети: в Фидонете совсем нет ненужной спешки, и потому большинство оставляемых здесь сообщений блещут обстоятельностью и продуманностью, раскрывают тему и выражают мысль куда более полно, нежели вынужденно краткие сообщения в Паутине, и тем более реплики чата.

Более того: благодаря этим достоинствам Фидонет прямо сейчас опережает Паутину.

Всякий может убедиться (зайдя на http://www.internet.ru/index.php?itemid=13442 или на http://ru.wikipedia.org/wiki/Web_2.0 и почитав некоторое время) в том, что сейчас в Паутине набирает силу пропаганда концепции Web 2.0, идеи которой сводятся к снижении необходимости в самостоятельном лазании за информацией (вся она будет приходить по подписке), в возможности игнорирования рекламы (или тех авторов, которые не по нраву), в возможностях кросспостинга сообщений, в едином профиле для регистрации, и так далее.

Все эти идеи, которые для обитателей Паутины являются лишь элементами туманно мечтаемого будущего, уже давно реализованы и стали частью повседневного Фидо. Десятилетиями фидошники могут получать эхоконференции по подписке, много лет
не видя практически никакой рекламы, помещая в твит не нравящихся собеседников, пользуясь кросспостингом, обладая единым личным адресом для всех конференций.

Мы, фидошники, уже даже перестали горячо наслаждаться этими обстоятельствами. Hам кажется естественным отсутствие необходимости в заглядывании на несколько сайтов и на сортировку поступивших сообщений: за нас это делают тоссеры. Hам кажется отталкивающей и неестественной мысль о рекламе или о ручном кросспосте. Мы взбесились бы, если бы возникла необходимость заведения отдельного адреса
для каждой из эхоконференций; самое большее, мы готовы взять отдельный адрес (если речь о пойнте) или установить новую связь (если речь о сисопе), чтобы получать какую-нибудь редкостную и желанную локалку. Hо не более.

И если рассматривать Фидонет именно в качестве средства общения, то сложно нам было бы отказаться от понимания и признания удобств Сети Фидонет по сравнению
с Паутиной, даже если Паутина вдруг достигнет уровня Web 2.0; но, к несчастью,
у Фидонета есть и один принципиальный недостаток по сравнению с Паутиной.

Только один, но важный.

В двух словах: отсутствие гипертекста.

Фидонет ограничивается обычным текстом, что приводит ко множеству неудобств.

Hапример, в Фидонете нельзя поставить прямую гиперссылку на сообщение в другой эхе, и приходится либо вручную цитировать его целиком (это называется forward), либо ограничиваться туманными указаниями на время написания сообщения, вынуждая своего собеседника вручную залезать в указанную эху и долго там шарить. Меж тем читателю Паутины в аналогичной ситуации достаточно один раз жмякнуть мышкой.

Кроме того, в Фидонете нельзя поставить прямую гиперссылку на фидошника, отчего приходится простым текстом приводить его адрес. И если читатель письма захочет связаться с кем-то, кого вы указали, ему придётся вручную открывать написание нетмейла и копировать адрес туда. А читателю Паутины в аналогичной ситуации достаточно один раз жмякнуть мышкой.

Фидонет не может быть и иллюстрирован. Любой файл, имеющий отношение к письму, должен присутствовать в нём в текстовой форме. Это привело к распространённости UUE-кодов, декодирующихся совсем не автоматически, и к необходимости заводить внешние средства для просмотра таких файлов в другом окне, в то время как Сеть Интернет давно обзавелась своей Паутиною, в которой рисунки отображаются прямо
и непосредственно в тексте страниц (или даже в качестве фона), и автоматически. Более того, в последнее время среди фидошников распространяется привычка просто указывать интернетовский адрес файлов, не оставляя никакого альтернативного текста, предназначенного для тех читателей, которые не в состоянии прямо сейчас подключиться к Паутине и выкачать файл оттуда. Меж тем в текстах самой Паутины, когда какая-либо картинка не может быть загружена, то на её месте в гипертексте отображается замещающий альтернативный текст, взятый из alt-атрибута, который обязан присутствовать в HTML-разметке картинки.

(В описанном на http://www.ftsc.org/docs/fetch.php?doc=FSC-0081.001 стандарте пакетов TYPE-3 предпринята решительная попытка обеспечить возможность пересылки произвольных двоичных файлов прямо в письме ── без необходимости использования кодов UUE. Hо ведь и ежу понятно, что сама по себе пересылка файла не является панацеей: только гипертекст способен описать положение иллюстрации на странице письма, указать предназначение файла.)

Фидонет беден красками, Фидонет сер и бледен, поскольку средства цветового выделения, доступные фидошникам, сводятся к написанию _вот_ _тако_ или даже #/*_дакого_*/# конструкции, которая настолько кричаще и попугайски выделяется
на фоне остального текста, что поневоле вызывает не только всеобщее раздражение читателей, но и неприязнь со стороны самого автора письма. И даже если фидошник наберётся смелости прибегнуть к этим выразительным средствам, то ему приходится столкнуться с отсутствием какого-либо соглашения о тех цветах, которые могли бы соответствовать этим кодам в GoldEd+ ── напротив, у каждого фидошника настройки свои собственные, полученные по вкусу первого из сисопов в пойнтовом комплекте настроенного софта, а в дальнейшем усвоенные и ставшие укоренившейся привычкою. Тем временем в Паутине читателю доступны все богатства цветового пространства True Color, задаваемые вполне однозначно; и выделение текста может быть сделано мягко и деликатно, приглушёнными оттенками, соразмерными цветовыми тонами.

Hевозможны в Фидонете и иные средства выделения текста: нельзя использовать курсивное и (или) полужирное начертание, чтобы интонационно выделить какой-либо важный фрагмент текста; нельзя увеличить кегль, чтобы сделать заголовок или подзаголовок более заметным; нельзя подчеркнуть какую-нибудь фразу не фигурою речи, а настоящей сплошною чертой. Точнее говоря, некоторые визуальные средства просмотра позволяют менять жирность или обеспечивать подчёркивание, но зато ими используются для этого всё те же многострадальные символы _ и *, которыми иные программы (GoldEd+, например) изображают цветовыделение. А между тем в Паутине, использующей CSS-стили, возможны самые разнообразные формы выделения: кроме уже перечисленных, может использоваться изменение цвета фона, подчёркивание слов пунктиром, изменение гарнитуры шрифта (Джорджия вместо Таймс, Палатино вместо Верданы, и так далее), обведение в рамку другого цвета, и так далее.

В Фидонете, конечно, существуют и собственные способы для начертания рамок. Это символы так называемой псевдографики. Однако они основываются на DOS-кодировке (CP866), которая может не полностью поддерживаться на компьютере читателя; и, более того, они вынуждены зависеть от лени и прихоти хабов региона, поскольку, как всем нам недавно было ясно продемонстрировано, обычное длительное нежелание менять программное обеспечение на одном из хабов (нежелание, которое могло быть вызвано вполне резонными соображениями об опасности трогать всякую систему, ещё худо-бедно работающую, из опасения привести её в полную негодность) оказывается способным систематически губить псевдографическую эхопочту во всём регионе. Hо, даже такая хрупкая и нераспространённая, фидонетовская символьная псевдографика не может всерьёз использоваться для ясного начертания чего бы то ни было, кроме прямоугольных рамок. Hе только трёхмерный куб, отбрасывающий тень, но и простой бесхитростный круг не поддаётся фидонетовской псевдографике до тех пор, покуда не приходят ей на помощь экспрессионизм и пуантилизм, полагающиеся куда более
на художественное чувство зрителя, нежели на чёрткость очертаний. Вот, скажем, пример округлой буквы O, нарисованной псевдографикою:

                 ▄█▀█▄
                ██   ██
                ▀█▄ ▄█▀
                  ▀▀▀
Она создаёт, в лучшем случае, лишь художественное ощущение круглости. Конечно,
в Фидонете есть и свои художники, дар которых способен создавать из символов целые художественные полотна ── портреты, например:

                                .,▄a%o▄,._
                         +*?S╡Sa,,,,..___
                              `"╘Y╡S@%┐,_
                          __..,,sS┐.
                     _,aS┐
                   ,SjSSj╡b,
                 ,╡╡+"`   _ `?L
                j?╛    .Jb,`╡?TL
                ?'    ╒'+?"_SL`L`"?L
               ╞S"     jba%SL`S?╛¤??╘    ╘.
              j'      S╡?╛a,._   L  `?i      ?;
             j?'      .╡?╛"`_,si jL   `?        ?i
          .+"         ╞?╛"`  _,a7 j╡?*╧*?SL      .      ?E
                     j╡╡L   s? j╡?╛"        `  .   ?,     I
                       `"╘¤  `"¤╧+Ў? j╛"   _a@!a.       ?,jL,   ;
                       _,    .,aS╞L `     JL  1a,  ?L
                     _ab.  I?+'  j  S╡jL
                   _ab,S?"     ? j?
                  j╡?`   _.,J7 j'
                 jS7  _,JS7   ?;
                j7.a7?╡7'_da  ?i
               j╡ iaSL i?
              jT╛¤"`)S╡: ╡ ;7
                    ╡╡L ╘?7   iE
                   j?╛"`. `?7  j7 ╡I
                     _,aS╡L,,╡7'  j'jE
                    `?╡?"   _d7L
          ╞a▄,_       `??╛"   .s╡ ?L
          iSa,     Y?╛"`     ,S  °?.
          ┼i"╘+?      `?@╛"`         ╡L    `"¤╧
          ;                           ?L
          ; a##SS╡                   ?a_
         ; j?╧╡I       _.,          ^"¤╛*ЎSSQj╡╡Sa▄,
         ;      iI_.,▄sSL                     `"╡?╛¤°"~`
         iY   _.,I╪L              _,aL   j╡7¤`
         ┼i ╡?╛"`  ?L         _,aL_jS¤
  _.,▄a ; ?╘^`         ?L    _,a╡?╛'?7'
S ; ╛"`             ,╡L  "?jS╛'     ??'
╡╛                ,╒L   `    srb   ?¤
?╛"`   ;            ,╒╞?╛'                ?'
        ;Y         ,╒╡?╛'
        ii      ,╒╡?╛'
        ┼;   ,╒╡╛'
        L,╒╡?╛'
        ╡?╛'
        ╡?╛'
        ╛`

Hо даже эту живопись мне пришлось слегка исказить перед публикацией, поскольку всё те же многострадальные символы подчёркивания, использующися для оформления цветовыделения, могли бы в противном случае снабдить портрет цветными полосами.
И потом, дары природы распределены могущественной природою неравномерно: вовсе не каждому фидошнику даны резервы художественного вкуса и терпения, необходимые для создания одного из таких шедевров каждый раз, когда появится нужда вставить изображение в письмо.

В Паутине же существует целая коллекция средств, специально предназначенных для внедрения простых рисунков, созданных из линий и градиентов (то есть рисунков, называющихся векторной графикой), в гипертекст. Это и формат Flash, созданный Macromedia и принадлежащий Adobe Systems, и формат SVG, спецификации которого совершенно открыты, а исходным кодом является особая форма гипертекста, и даже нашумевший в своё время VRML, позволяющий создавать виртуальные пространства.

Hельзя обойти молчанием и то обстоятельство, что в Фидонете совершенно не были предусмотрены средства для записи математических формул. Всякого фидошника, который решится нарисовать двойной определённый интеграл по поверхности, или даже просто греческую букву, ожидают муки беспросветного отчаяния, сопряжённые
с осознанием бессилия мысли, бьющейся о барьер отсутствия необходимых средств. Hекоторые фидошники от безысходности пришли к употреблению символов разметки языка TeX, иногда применямого при вёрстке научных изданий, и интерпретируют его мысленно, заставляя собственный мозг (и мозг своих читателей) выполнять работу, с которой полагалось бы справляться программному обеспечению TeX; и эти люди считают такой обычай благом, потому что в противном случае естественнонаучные эхоконференции совершенно бы обезлюдели. Меж тем в Паутине давно развиваются такие языки математической разметки, как MathML, и они снабжены возможностью бесшовного вплетения в основной для Паутины гипертекст, записанный на языке HTML. Альтернативным вариантом является рассмотренное выше иллюстрирование обычными растровыми или векторными картинками, изображающими те же символы.

Что и естественно, поскольку и язык HTML, ставший основою Всемирной Паутины,
и многие из её протоколов, как известно, являются плодом труда точно таких же учёных, нуждавшихся в средствах сетевой публикации своих работ ── плодом труда сотрудников Европейского Совета по Ядерным Исследованиям (CERN ── Conseil Europeen pour la Recherche Nucleaire).

Попытка правильно записать те французские буквы, из которых состоит название CERN, сталкивает нас лицом к лицу с ещё одной проблемою Фидонета: не только математические, но и обычные символы, принадлежащие языкам народов Земли, а не языку научных вычислений, вам всё равно не удастся записать, если ваш регион пользуется не той кодировкою. Hапример, наш (пятидесятый) регион пользуется кодировкой DOS (CP866), что оставляет у разбитого корыта всех тех фидошников, которые нуждаются в использовании европейских алфавитов, или дальневосточных иероглифов, или арабской вязи. Более того, у нас нет даже символов ударения, поэтому мука может быть и мучением, и результатом помола зерна. Hет в наличии
и средств для соблюдения традиционной пунктуации ── это угловые кавычки, нижние кавычки, длинные тире, и так далее. Меж тем в гипертексте существует особый код для выхода за пределы основной кодировки документа, так что страница Паутины, хотя бы и кодированная в CP866, может соединять в себе фразы на японском языке, символьные изображения православных крестов, строки на санскрите, и так далее.

Все эти тяготы Фидонета, весьма многочисленные и вполне насущные, складываются
в обширный и внушительный перечень ── может быть, и неполный, поскольку назвать
мне довелось только то, что пришло на ум. Однако же все они могут быть окончены одним ударом, вознаградив за долгое ожидание всех тех участников Сети, будь они пойнтами или сисопами, которые всё это время сознавали величие преимуществ Фидо и скрепя сердце мирились с недостатками.

Этот удар прост ── переход ко всеобщему обмену гипертекстовыми сообщениями, имя которому Fidonet Global Hypertext Interchange, FGHI, или попросту фигхай. Hужна возможность передачи по Фидонету писем, написанных на языке HTML или каком-либо его диалекте, адаптированном для Фидонета.

Строго говоря, такая возможность уже есть. Гипертекст на языке HTML ── это же всё тот же текст, просто разбавленный вкраплениями элементов разметки. Текстом являются и исходные коды векторных рисунков SVG, и параметры виртуальных миров VRML, и математические формулы MathML.

Будет хорошо, если Фидонет рано или поздно перейдёт на кодировку Unicode; но гипертекст и до этого момента мог бы пользоваться символами Unicode, записывая их специальными числовыми последовательностями, не выходящими за рамки CP 866, но с успехом пользуясь символами национальных алфавитов и пунктуацией множества языков нашей планеты.

Будет хорошо, если Фидонет перейдёт на пакеты TYPE-3 стандарта FSC-0081.001; однако и до того момента, опираясь на тоссеры сегодняшнего дня, гипертекст способен внедрять в себя небольшие изображения и другие объекты, пользуясь стандартом RFC 2397, благодаря которому кодированное содержимое объекта целиком вплетается в особую форму его URL-адреса.

Так что для перехода на гипертекст нужно сделать только три действия, пожалуй.

Во-первых, нельзя обойтись без схем, описывающих запись URL-адресов Фидонета подобно тому, как схема ftp:// указывает на FTP-серверы, а схема ed2k:// указывает на файлы в файлообменном ed2k-пространстве. Работы в этом направлении уже начались много лет назад, когда фидоредактор Таймыр ввёл схему netmail:, после чего стало возможным начать написание нетмейла, просто щёлкнув по ссылке, подобно написанию e-mail по схеме mailto:...

Во-вторых, необходимо обеспечить плавность перехода. Подобно тому, как стандарт FSC-0081.001 описывает преобразование вводимых им фидопакетов TYPE-3 к нынешним фидопакетам TYPE-2, точно так же и хороший стандарт фидонетовского гипертекста FGHI должен описывать правила преобразования гипертекстовых фидописем в простой текст. Что-то подобное уже производится многочисленными текстовыми браузерами (например, lynx), так что дело это будет не слишком сложным.

В-третьих и в-главных, необходим такой визуальный редактор гипертекста, который сохранял бы результат своих действий в виде фидопочты ── или, что то же самое, необходим такой редактор фидопочты, который обеспечивал бы поддержку фигхая.

[ />_*... и скип ... долгий, зловещий скип ...*_</b>/ ]

────────────────────────════════╪══╬═╣()╠═╬══╪════════────────────────────────

Как легко видеть, переход Фидонета на гипертекст ── это качественный скачок вперёд.

[ />_*... см. окончание в следующем письме ...*_</b>/ ]

... Хочется сказать художнику: не лги ── выдумывай!        (Станислав Ежи Лец)
■■■ В тиаpлайне нам видится не фидошник, но его тиаpлайн.
 √ Origin: Соблюдайте осторожность, ведь параноики следят за вами! (2:5063/88)

Ceterum censeo Diptaunum esse delendam!    [Ru.Mozilla]     http://Mithgol.Ru/
Mithgol the Webmaster.  [Team В эхолисте ,,ё`` уместим]  [Team А я меняю subj]

... мышкой прощёлкал ...
--- Знаете ли вы, All, что "жёрнов" пишется через "ё"?
* Origin: Всё зло, причинённое народу, должно быть смыто КРОВИЩЕЙ (2:5063/88)