Во многом эти представления правильны и хороши, но не в вопросе о том, в каких масштабах допустима автомобилизация, а в каких ── развитие общественного транспорта. Об этом последнем Крылов высказывается [с категорическим отвращением ](http://krylov.livejournal.com/3595547.html?thread=204532763#t204532763):
> Будет и развитие общественного транспорта. Пердячий автобус, и чтобы > поплотнее, поплотнее набивался. Подышать пердежом таджика ── > что может быть слаще? Лишь бы не автомобиль проклятый частный!
Мне сразу же вспомнилось, что сделалось, когда художник Кузьмичёв [принялся](http://blog.dahr.ru/?p=9818) высказываться против платы за парковки. Первый же анонимный комментатор дал ему гиперссылку на блогозапись &+AKs-;[О парковках ](http://maxkatz.livejournal.com/88115.html?style=mine)&+ALs-; Каца (от 16 июля 2012 года). Той блогозаписи скоро пять лет, но справедливость тезисов, в ней высказанных, остаётся вечнозелёною.
Основной из этих тезисов сводится к тому, что автомобилисты мешают сами себе, причём существенно:
> С дорогами есть ещё одна интересная деталь ── их пропускная способность > очень сильно падает, если на них выезжает больше машин, чем они способны > пропускать. Об этом надо отдельный пост делать, но если кратко и очень > примерно ── 700 машин без пробок проедут 1 километр за 1 минуту, но если > на такую дорогу выйдет 1000 машин, то возникнет пробка и они будут ехать > километр почти 6 минут. Пропускная способность дороги снизится с 700 машин > в час до ~116 машин в час.
И драма в том, что нарастание автомобилизма явственно показало нам готовность автомобилистов продолжать забивать дороги и пространство ── не до того момента, когда начинается небольшой дискомфорт, а, так сказать, &+AKs-;до упора&+ALs-; полуторачасового:
> Спрос на бесплатные парковки (так же, как и на бесплатные дороги в центре) > это спрос, который невозможно удовлетворить. Он всегда будет опережать > предложение ровно на столько, сколько людям в среднем приемлемо испытывать > неудобства.
> То есть, если люди в среднем готовы ехать на работу в центр 1,5 часа > на машине, то сколько ты дорогу ни расширяй, но ехать всё равно будут > 1,5 часа, а от ширины дороги будет зависеть только количество автомобилей, > стоящих в пробке, а не их скорость передвижения.
> Так же и с бесплатными парковками ── невозможно в городе построить > столько парковок, чтобы все могли бесплатно парковаться, ── сколько их > ни строй, но спрос всегда будет на какую-то постоянную величину превышать > предложение.
> Поэтому решать проблему пробок (в часности парковок) можно исключительно > репрессивными мерами ── нам нужно не увеличивать предложение дорог > и парковок, а уменьшать на них спрос. Делать это можно только деньгами.
Спрос этот вот каков: теоретически очень многие граждане желали бы автомобильно приехать в центр Москвы, но для того в центре потребовалось бы колоссальное пространство, которого там нет. Кац приводит вот какую иллюстрацию размеров этого неудовлетворённого спроса:
А вот какая [приведена](https://twitter.com/urbanthoughts11/status/839811283583176704) позавчера (9 марта) во блоге &+AKs-;21st Century City&+ALs-; сатира про индуцированный спрос на автомагистрали, расширение которых приводит к расширению пробок, а не к ускорению и удобству езды:
Можно вспомнить, что в нескольких городах Штатов просто-напросто сносили здания исторического центра (не одно, не два, а массово) для того, чтобы возводить там парковки и автомагистрали; но процесс этот постепенно переходил определённый рубеж (медленно, едва заметно, как [куча у Евбулида из Милета](https://ru.wikipedia.org/wiki/Парадокс_кучи)), после которого враз весь городской центр начинал восприниматься горожанами не как точка притяжения публики, а только как бессмысленная куча парковок, куда и ехать в общем-то незачем; но исторические-то здания не вернуть уж, так что всё и осталось так.
Один из примеров этого ── аэрофотосъёмка Детройта разных лет, приведённая [у Гершмана](http://gre4ark.livejournal.com/293904.html?style=mine), хотя вижу, что фотографии там выглядят слишком мелкими и оттого не слишком наглядны. Это пример того, как губительны для исторического центра новые автомагистрали.
Другой пример, ужасный своею к нам близостью ── это уж не Штаты; в &+AKs-;Известиях&+ALs-; в 2013 году была [опубликована](http://izvestia.ru/news/546697) идея выдолбить в центре Москвы исторические здания (из числа тех, для которых предметом правовой охраны является внешний облик, но не внутренности) и устроить в этих пустышках автомобильную парковку. И это пример того, как губительны для исторического центра автопарковки. (Был в Москве и пример того, как губительны автомагистрали для центра, но был он во времена сталинизма, так что нынешние москвичи успели родиться и вырасти, принимая итоги этого примера как обыденные и как должное.)
Понятно, что последствия от урбанизации не ограничиваются одним только историческим центром города, который просто служит наиболее наглядным примером их. С противоположной стороны (на жилых окраинах) автомобилизация поощряет одноэтажное расползание (чтобы каждому было где поставить автомашину: на собственном дворе) и, в свою очередь, поощряется им (потому что расстояния внутри одноэтажных районов труднопреодолимы для пешехода). Как правило, одноэтажность означает [рост инфраструктурных издержек](http://gre4ark.livejournal.com/293904.html?style=mine): в таких районах дороже обходится хождение общественного транспорта, прокладка электричества, газопровода, водопровода, канализации, отопления и проч. (Часть таких инфраструктурных издержек город может и не понести, а переложить на плечи жителей: покупайте газонаполненные баллоны, отапливайтесь электричеством или газом, складируйте кал под землёю и оплачивайте его откачку в автоцистерну, etc.) Сейчас основная масса народа нашего не слишком богата, так что до этого далеко ей. Кроме того, вс&+BGM-; эти жители окраин работать будут в основной части города и создадут пробку на въезд в неё ── а если и не вс&+BGM-;, то очень, очень многие. Слишком многие.
Фидонет будет великим и гипертекстовым! [Ru.Mozilla] http://Mithgol.Ru/ Mithgol the Webmaster. [Братство Нод] [Team А я меняю subj]
... Чем реже открываешь рот, тем меньше слышишь глупостей. (Михаил Генин) --- Мой выбор браузера ── Mozilla Firefox наиболее новой бета-версии. * Origin: Это гологpафическая pоза осколочная ── тестовый обpазец (2:50/88)