VS>>>> В европейской музыке нот не семь, а двенадцать.
AH>>> Двенадцать - это в додекафонии, которая та еще заумь, страшнее AH>>> панк-рока.
VS>> Зачем так сложно? Ты клавиши на обычном фортепиано посчитай, там VS>> будет 7 белых и 5 черных, совершенно равноправных. Hа некоторых VS>> инструментах, например баяне, "черные" от "белых" вообще не VS>> отличаются: просто 12 нот в октаве.
AH> Hо мы же о музыке, а не о музыкальных инструментах. У скрипки вообще AH> нет границ между звуками, можно выбирать по вкусу.
Просто обманчивое представление о неравноправии нот может сложиться при взгляде на фортепианную клавиатуру (где ре и ре# белая и черная соответственно), а на баяне (скрипке, гитаре) этой иллюзии нет.
AH> А в музыке звуки AH> неравноправны. В "Токатте и фуге ре минор И.С.Баха, переложение для AH> фортепиано, как ясно даже из названия, нота ре отличается по AH> значимости от ре-бемоль, а фа - от фа-диез.
Вот как раз примерно со времен Баха все тональности равноправны. Ты можешь транспонировать эту фугу хоть в ляb минор, хоть в фа# минор, и звучать она (интервалы и аккорды относительно друг друга) будет совершенно одинаково.
AH> Ре-минор - это лад из семи AH> звуков, а европейская музыка еще со средних веков ладовая.
С появлением равномерно темперированного строя в 17-18 веке это все отменилось. Октава делится на 12 *равных* ступеней по полтона каждая. Любое произведение можно сыграть от любой из 12 ступеней (это называется транспозиция).
Единственное, что на фортепианной клавиатуре у тебя будет при этом 12 разных аппликатур (чертовски сложно!). На 3-рядном баяне у тебе будет всего 3 разные аппликатуры, а на 5-рядном вообще одна. А на синтезатора вообще одно движение ручки "Транспонировать". Торжество дизайна.
VS>> Hу или количество совершено равноправных тональностей можно VS>> посчитать. Без всякой додекафонии будет 12.
AH> В википедии список различных тональностей аж из тридцати штук.
С ладами не перепутал? Ладов действительно много кроме основных: мажорного и минорного. А тональностей всего 12, по числу ступеней в октаве.
до мажор до# мажор ... сиb мажор си мажор
Хотя с учетом алиасов (д# мажор == реb мажор) их конечно больше 12. Но реально никто не станет писать произведение в си# мажор вместо до мажор, разве что решит соригинальничать.