VS>>>>>> В европейской музыке нот не семь, а двенадцать.
AH>>>>> Двенадцать - это в додекафонии, которая та еще заумь, страшнее AH>>>>> панк-рока.
VS>>>> Зачем так сложно? Ты клавиши на обычном фортепиано посчитай, VS>>>> там будет 7 белых и 5 черных, совершенно равноправных. Hа VS>>>> некоторых инструментах, например баяне, "черные" от "белых" VS>>>> вообще не отличаются: просто 12 нот в октаве.
AH>>> Hо мы же о музыке, а не о музыкальных инструментах. У скрипки AH>>> вообще нет границ между звуками, можно выбирать по вкусу.
VS>> Просто обманчивое представление о неравноправии нот может VS>> сложиться при взгляде на фортепианную клавиатуру (где ре и ре# VS>> белая и черная соответственно), а на баяне (скрипке, гитаре) этой VS>> иллюзии нет.
AH> Hа различных дудках ещё сложнее. Там высота звука определяется AH> комбинацией пальцев и раздуванием щёк. У каждого инструмента свои AH> тонкости.
Согласен.
AH>>> А в музыке звуки AH>>> неравноправны. В "Токатте и фуге ре минор И.С.Баха, переложение AH>>> для фортепиано, как ясно даже из названия, нота ре отличается по AH>>> значимости от ре-бемоль, а фа - от фа-диез.
VS>> Вот как раз примерно со времен Баха все тональности равноправны.
AH> Равноправны, пока не звучат.
Вот эту мысль я не понял. Тот же "Хорошо темперированный клавир" Бах написал именно для иллюстрации равноправия тональностей, в смысле что все они звучат одинаково хорошо. До изобретения темперированного строя некоторые тональности звучали фальшиво, но идею побить октаву на 12 равных частей еще некоторое время встречали в штыки.
VS>> Ты VS>> можешь транспонировать эту фугу хоть в ляb минор, хоть в фа# VS>> минор, и звучать она (интервалы и аккорды относительно друг VS>> друга) будет совершенно одинаково.
AH> Транспонировать я могу, могу даже струны подтянуть не на полтона, а на AH> 34.56%, но как только фуга начнёт звучать, равноправие исчезнет. AH> Появится тоника - основной звук, его обертоны - звуки, с частотами, AH> кратными основной, квинты, кварты, терции и проч. интервалы.
Внутри одной тональности звуки действительно неравноправны. Я кажется начинаю понимать, в чем у нас с тобой непонимание.
AH>>> Ре-минор - это лад из семи AH>>> звуков, а европейская музыка еще со средних веков ладовая.
VS>> С появлением равномерно темперированного строя в 17-18 веке это VS>> все отменилось. Октава делится на 12 *равных* ступеней по полтона VS>> каждая. Любое произведение можно сыграть от любой из 12 ступеней VS>> (это называется транспозиция).
AH> Можно. Hо: внутри каждого произведения (а я говорю о музыке, а не о AH> клавиатуре) звуки неравноправны.
Да, конечно. Более того, внутри обычного мажора и минора действительно 7 нот, а не 12. Ты это хотел мне доказать? Так я согласен.
[dd]
VS>>>> Hу или количество совершено равноправных тональностей можно VS>>>> посчитать. Без всякой додекафонии будет 12.
AH>>> В википедии список различных тональностей аж из тридцати штук.
VS>> С ладами не перепутал? Ладов действительно много кроме основных: VS>> мажорного и минорного. А тональностей всего 12, по числу ступеней VS>> в октаве.
VS>> до мажор AH> А ля минор?
А минорных гамм (тональностей) опять 12 (или черт знает сколько с учетом алиасов на бумаге).