= Сообщение: 11992 из 16058 ================================ XSU.USELESS.FAQ = От : Soldatenkov Mitea 2:5020/113.61 12 Aug 17 10:10:38 Кому : Victor Sudakov 12 Aug 17 10:10:38 Тема : Re: Разумны ли люди? FGHI : area://XSU.USELESS.FAQ?msgid=2:5020/113.61+b0e91887 На : area://XSU.USELESS.FAQ?msgid=2:5005/49+598d0c07 = Кодировка сообщения определена как: CP866 ================================== ============================================================================== Привет, Victor Sudakov! Ты вроде писал(а) в эху XSU.USELESS.FAQ следуюшее: SM>> обламывает веточку, но и преобразует ее: укорачивает и заостряет, SM>> действуя клювом и ногами, а также обламывает мешающие отростки. Помимо SM>> веточек вьюрки используют лучинки, которые отщепляют от подходящих SM>> древесных поверхностей, а также колючки кактусов.
VS> Удивительно, я не знал. А они учат птенцов использовать веточки, передают VS> опыт? Если это не инстинктивное поведение, то придется уточнять VS> декларируемый мною критерий разумности. Взрослые особи перенимают опыт более "продвинутых" соседей. Птенцы в условиях "иначе еду не достанешь" все осваивают даже без учителя, в условиях же когда добыча и так ловится - как повезет. Из той же статьи:
В центре данного ряда вариантов соотношения запрограммированного и выученного поведения может быть помещено поведение дятлового вьюрка. В 60-е годы были проведены наблюдения, подчеркивающие роль приобретенного опыта (Eibl-Eibesfeldt, 1961; Millikan, Bowman,1967). Птенцы вначале действуют только клювом и лишь постепенно приходят к использованию орудий. Hо каким путем они приходят к этому? Имеет ли место созревание нервных структур и соответственно проявление врожденных стереотипов, или молодые птицы подражают взрослым? Исследователи провели эксперимент, поместив в соседние вольеры дятлового вьюрка и большого кактусового земляного вьюрка (этот вид не использует орудия). Hаблюдая за тем, как действуют соседи, земляные вьюрки стали использовать палочки, чтобы доставать насекомых. Это говорит о возможной роли подражания в орудийной деятельности вьюрков. Однако вьюрки других видов в подобных экспериментах не изменили свое поведение. Это означает, что подражание, если оно имеет место, базируется на наследственной предрасположенности к определенному роду деятельности.
В последние годы появилась серия экспериментов, основанных на вновь выявленных экологических особенностях фуражировочного поведения вьюрков (Tebbich et al., 2001). Выше упоминалось о том, что вьюрки, обитающие во влажных местах с обилием пищи, могут просто собирать насекомых с листьев и стволов. Среди них есть особи, изредка употребляющие орудия, но большинство птиц вообще ими не пользуется. Представители того же вида, обитающие в сухих и жарких местах, прибегают к использованию палочек и колючек. Авторы использовали природный эксперимент для ответа на следующие вопросы: могут ли вьюрки, которые ранее не использовали палочки, научиться этому путем подражания "умелым" сородичам ? как формируется орудийное поведение у вьюрков в условиях дефицита пищи: за счет подражания взрослым или путем накопления и совершенствования навыков? Hа первом этапе исследовались индивидуальные различия в поведении "неумелых" вьюрков, отловленных в местах с избытком пищи. 28 птичек тестировали дважды в день. Каждая особь находилась в помещении, в котором были созданы условия для добывания пищи: деревянный ствол с запрятанной в нем личинкой и палочки. В отдельных опытах птиц вынуждали доставать пищу из стеклянного "дупла", так что можно было наблюдать и контролировать весь процесс проявления данной формы поведения. Hа втором этапе опытов 10 птичек, которые ни разу не употребляли орудия, помещали в одну вольеру с 10 "умелыми" демонстраторами. Спустя 2 нед. после совместного пребывания с демонстраторами, птичек вновь тестировали индивидуально, проверяя, научились ли они пользоваться орудиями. Hаконец, в отдельных опытах исследовали выводки, взятые вместе с гнездом и родителями из тех и других местообитаний. Дятловые вьюрки строят закрытые гнезда, поэтому в природе птенцы не могли наблюдать за деятельностью родителей. Выводки заранее помещали в вольеры, а затем слетков из каждого семейства делили на две группы и воспитывали в разных условиях, так что получались следующие сочетания: птенцы умелых родителей в обществе птиц, не употребляющих и употребляющих орудия и наоборот (всего 4 группы). Оказалось, что птенцы следят за действиями неродственных птиц даже более охотно, чем за собственными родителями. В первой серии опытов в течение 5 нед испытаний орудийное поведение проявилось у 13 птиц, остальные ни разу не взяли в клюв палочку. Во второй серии из группы взрослых отобрали "неумелых" птиц и поместили вместе с "умелыми" демонстраторами, пойманными в засушливых местообитаниях, где орудийная деятельность была для них обычной. Такие птицы применяют палочки в среднем 6 раз за получасовое испытание. Группа "неумелых" наблюдателей была не совсем однородной: в ней было 7 птиц, которые ни разу не манипулировали палочками, и 3 особи, проявляющие интерес к орудийным заготовкам и манипулирующие ими хотя бы изредка. Из этих трех один вьюрок обучился путем наблюдений за демонстраторами употреблять орудие для доставания добычи. Остальные 9 из 10 вьюрков никак не изменили своего отношения к палочкам. Что же касается птенцов, то оказалось, что социальный опыт никак не влияет на формирование у них орудийного поведения. Будучи воспитанными в течение 5 нед в условиях, когда пища периодически была недоступна без вспомогательных предметов для голодных молодых птиц, все 13 вьюрков активно манипулировали палочками вне зависимости от того, могли ли они наблюдать за аналогичными действиями взрослых птиц или нет. Исследователи выделили 5 стадий в развитии игрового орудийного поведения вьюрков и при этом не выявили никаких существенных различий между группами. У всех птенцов одинаково развивалась достаточно высокая манипуляторная активность.
--- WP/95 Rel 1.78E (215.0) Reg. * Origin: Воет ли черная луна? (2:5020/113.61) |