VS>>>>> В европейской музыке нот не семь, а двенадцать.
AH>>>> Двенадцать - это в додекафонии, которая та еще заумь, страшнее AH>>>> панк-рока.
VS>>> Зачем так сложно? Ты клавиши на обычном фортепиано посчитай, там VS>>> будет 7 белых и 5 черных, совершенно равноправных. Hа некоторых VS>>> инструментах, например баяне, "черные" от "белых" вообще не VS>>> отличаются: просто 12 нот в октаве.
AH>> Hо мы же о музыке, а не о музыкальных инструментах. У скрипки AH>> вообще нет границ между звуками, можно выбирать по вкусу.
VS> Просто обманчивое представление о неравноправии нот может сложиться VS> при взгляде на фортепианную клавиатуру (где ре и ре# белая и черная VS> соответственно), а на баяне (скрипке, гитаре) этой иллюзии нет.
Hа различных дудках ещё сложнее. Там высота звука определяется комбинацией пальцев и раздуванием щёк. У каждого инструмента свои тонкости.
AH>> А в музыке звуки AH>> неравноправны. В "Токатте и фуге ре минор И.С.Баха, переложение AH>> для фортепиано, как ясно даже из названия, нота ре отличается по AH>> значимости от ре-бемоль, а фа - от фа-диез.
VS> Вот как раз примерно со времен Баха все тональности равноправны.
Равноправны, пока не звучат.
VS> Ты VS> можешь транспонировать эту фугу хоть в ляb минор, хоть в фа# минор, и VS> звучать она (интервалы и аккорды относительно друг друга) будет VS> совершенно одинаково.
Транспонировать я могу, могу даже струны подтянуть не на полтона, а на 34.56%, но как только фуга начнёт звучать, равноправие исчезнет. Появится тоника - основной звук, его обертоны - звуки, с частотами, кратными основной, квинты, кварты, терции и проч. интервалы.
AH>> Ре-минор - это лад из семи AH>> звуков, а европейская музыка еще со средних веков ладовая.
VS> С появлением равномерно темперированного строя в 17-18 веке это все VS> отменилось. Октава делится на 12 *равных* ступеней по полтона каждая. VS> Любое произведение можно сыграть от любой из 12 ступеней (это VS> называется транспозиция).
Можно. Hо: внутри каждого произведения (а я говорю о музыке, а не о клавиатуре) звуки неравноправны.
https://www.youtube.com/watch?v=l1W24NVbWnc Это урок для училок музыки, фрагмент 2:40-3:50, там наугад перебираются звуки из определённого ряда, в данном случае из пентатоники. И - любой звук идёт в кассу. Попробуй то же самое проделать со всеми двенадцатью якобы равноправными нотами - не выйдет.
В первой половине ролика рассматриваются различные стили пентатоники, во второй - диатоника, музыка из семи звуков, европейская и не только.
VS> Единственное, что на фортепианной клавиатуре у тебя будет при этом 12 VS> разных аппликатур (чертовски сложно!). Hа 3-рядном баяне у тебе будет VS> всего 3 разные аппликатуры, а на 5-рядном вообще одна. А на VS> синтезатора вообще одно движение ручки "Транспонировать". Торжество VS> дизайна.
Это ты опять о музыкальных инструментах, а не о музыке. Играешь песенку в до-мажор - и чёрные клавиши используются крайне редко. Гармошка, например, в отличие от баяна имеет в октаве 7, а не 12 кнопок - и хватает.
VS>>> Hу или количество совершено равноправных тональностей можно VS>>> посчитать. Без всякой додекафонии будет 12.
AH>> В википедии список различных тональностей аж из тридцати штук.
VS> С ладами не перепутал? Ладов действительно много кроме основных: VS> мажорного и минорного. А тональностей всего 12, по числу ступеней в VS> октаве.