Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста авторизуйтесь здесь.
FGHIGate на GaNJa NeTWoRK ST@Ti0N - Просмотр сообщения в эхоконференции XSU.USELESS.FAQ
Введите FGHI ссылку:


Присутствуют сообщения из эхоконференции XSU.USELESS.FAQ с датами от 10 Jul 13 16:22:49 до 01 Aug 24 21:52:24, всего сообщений: 16058
Ответить на сообщение К списку сообщений Предыдущее сообщение Следующее сообщение
= Сообщение: 9807 из 16058 ================================= XSU.USELESS.FAQ =
От   : Alexander Hohryakov              2:5080/102.156     23 Oct 16 18:08:24
Кому : Victor Sudakov                                      23 Oct 16 18:08:24
Тема : Re: язык и сознание
FGHI : area://XSU.USELESS.FAQ?msgid=2:5080/102.156+580cbf0e
На   : area://XSU.USELESS.FAQ?msgid=2:5005/49+580ca949
= Кодировка сообщения определена как: CP866 ==================================
==============================================================================
Здpавствуй, Victor!

Воскресенье 23 Октября 2016 19:06, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://xsu.useless.faq?msgid=2:5005/49+580ca949:

VS>>>>>>> В европейской музыке нот не семь, а двенадцать.

AH>>>>>> Двенадцать - это в додекафонии, которая та еще заумь,
AH>>>>>> страшнее панк-рока.

VS>>>>> Зачем так сложно? Ты клавиши на обычном фортепиано посчитай,
VS>>>>> там будет 7 белых и 5 черных, совершенно равноправных. Hа
VS>>>>> некоторых инструментах, например баяне, "черные" от "белых"
VS>>>>> вообще не отличаются: просто 12 нот в октаве.

AH>>>> Hо мы же о музыке, а не о музыкальных инструментах. У скрипки
AH>>>> вообще нет границ между звуками, можно выбирать по вкусу.

VS>>> Просто обманчивое представление о неравноправии нот может
VS>>> сложиться при взгляде на фортепианную клавиатуру (где ре и ре#
VS>>> белая и черная соответственно), а на баяне (скрипке, гитаре)
VS>>> этой иллюзии нет.

AH>> Hа различных дудках ещё сложнее. Там высота звука определяется
AH>> комбинацией пальцев и раздуванием щёк. У каждого инструмента свои
AH>> тонкости.

VS> Согласен.

AH>>>> А в музыке звуки
AH>>>> неравноправны. В "Токатте и фуге ре минор И.С.Баха, переложение
AH>>>> для фортепиано, как ясно даже из названия, нота ре отличается
AH>>>> по значимости от ре-бемоль, а фа - от фа-диез.

VS>>> Вот как раз примерно со времен Баха все тональности равноправны.

AH>> Равноправны, пока не звучат.

VS> Вот эту мысль я не понял. Тот же "Хорошо темперированный клавир" Бах
VS> написал именно для иллюстрации равноправия тональностей, в смысле что
VS> все они звучат одинаково хорошо. До изобретения темперированного строя
VS> некоторые тональности звучали фальшиво, но идею побить октаву на 12
VS> равных частей еще некоторое время встречали в штыки.

Таки не некоторые, а все тональности звучали одинаково фальшиво. Далее подробно, занудно, много букв.

Факт первый: красиво звучат два одинаковых звука, некрасиво - два близких, но неодинаковых. Для подтверждения достаточно дрынькнуть одновременно две гитарные струны - открытую первую и вторую, прижатую сначала на пятом, а затем на четвёртом или на шестом ладу.

Факт второй: звук, кроме самых стерильных типа камертона - это много звуков с частотами, кратными основной частоте. Прикоснись пальцем к шестой гитарной струне и дрынькни. (можно к любой другой, но на шестой лучше слышно) Скорее всего, ничего не услышишь, палец заглушит колебания струны. Hо если прикоснуться пальцем над 12 ладом, ровно посредине, услышишь звук на октаву выше основного (гитаристы знакомы с таким фокусом, он называется "флажолет") Отмерь треть струны с того или иного конца - звук будет на квинту выше второго. Четверть - на кварту выше третьего, на октаву выше второго. Можно найти 1/5, 1/6, но чем выше номер, тем тише звук, хватит нам трёх-четырёх т.наз обертонов.

Следствие первое: благозвучность и неблагозвучность интервалов между звуками определяется тем, совпадают ли обертоны этих звуков между собой или нет. Квинта, например - третий обертон нижнего звука равен второму верхнего.

Следствие второе: звукоряд надо выбирать так, чтобы совпадений было как можно больше. В истории музыки всех народов был долгий период пентатоники - в октаве пять звуков, ни один из них не конфликтует с другим. Hекоторые народы так и живут с пентатоникой: "Пальцы капитана опять забегали по клавишам, и тут я заметил, что он играл только на черных клавишах, что придавало его мелодиям шотландский оттенок. Скоро он, казалось, забыл обо мне и погрузился в музыку" (Ж.Верн. 20000 лье под водой)

Hо пять звуков - это слишком однообразно, деление усложнялось (минор, мажор, дорийский, миксолидийский и проч. лады) Hо в любом случае все ноты, участвующие в ладу (в европейской музыке их семь) выбраны на основе обертонов одной ноты - тоники.

Проблема была в том, что (1/2)^7=1/128 а (2/3)^12=129,7463...  7 октав фортепиано равны 12 квинтам. Можете убедиться сами, начав считать с самой нижней клавиши пианино - ЛЯ субконтроктавы. Отсчитываем на клавиатуре рояля семь октав - попадем на ЛЯ четвертой октавы. Двенадцать шагов по квинтам приведут нас туда же (МИ-СИ-Ф#-ДО#-СОЛ#-РЕ#-ЛЯ#-ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ). Играем мелодию с участием квинт и кварт и постепенно сползаем в другую тональность, не совпадающую с той, в которой остались игравшие аккомпанимент, причём никто не фальшивил.

Бах и изобрёл маленькое, на доли герца уменьшение квинт, чтобы раскидать ошибку по всем интервалам равномерно. Его изобретение одинаково для всех тональностей, не только для некоторых.

VS>>>  Ты
VS>>> можешь транспонировать эту фугу хоть в ляb минор, хоть в фа#
VS>>> минор, и звучать она (интервалы и аккорды относительно друг
VS>>> друга) будет совершенно одинаково.

AH>> Транспонировать я могу, могу даже струны подтянуть не на полтона,
AH>> а на 34.56%, но как только фуга начнёт звучать, равноправие
AH>> исчезнет. Появится тоника - основной звук, его обертоны - звуки,
AH>> с частотами, кратными основной, квинты, кварты, терции и проч.
AH>> интервалы.

VS> Внутри одной тональности звуки действительно неравноправны. Я кажется
VS> начинаю понимать, в чем у нас с тобой непонимание.

В понимании термина "европейская музыка".

Возвращаясь к радуге: границы между цветами в отличие от границ между звуками выбраны произвольно.

С уважением - Alexander
--- -
* Origin: 2+2>3 (2:5080/102.156)

К главной странице гейта
Powered by NoSFeRaTU`s FGHIGate
Открытие страницы: 0.114479 секунды