AH>> До основанья, а затем... И тут начинается самое интересное - а что AH>> затем?
NS> а затем - воскресить Ричарда наше всё Фейнмана и дополнить его NS> университетский курс физики аналогичными по другим предметам.
Фейнман - уникум. То, что хорошо Фейнману, другому смерть.
NS> или взять хороший длинный научпоп типа Еськова (история земли и жизни NS> на ней) и дополнить по ходу разговора разными подробностями про NS> устройство и отличия.
NS> по истории математик хороший научпоп не вспомню, но он наверняка NS> существует.
Меня ставит в тупик а) разнообразие детей б1) вероятность ошибки при ранней сортировке. б2) детское гетто при ранней сортировке
AH>>>> для них школьники - будущие AH>>>> абиткриенты за исключением тех несознательных, кто выбирает AH>>>> другие специальности, но о них можно не заботиться.
NS>>> но и этот аспект (в вступительных генерим много, много генерить NS>>> можно только из Сканави и прочей алгебры с тригонометрией. итого NS>>> школа забивает на всё кроме алгебры и тригонометрии)
AH>> А в театральных надо рассказывать басню, это интереснее. Если бы AH>> технические ВУЗы были помельче, экзамены можно было бы сделать AH>> более разумными. Массовость до добра не доводит.
NS> имхо, сейчас сам подход к экзаменам устаревший. NS> в смысле, он проверяет почти только память (а до развитого NS> книгопечатания это было актуально). а проверять надо что-то другое.
При приёме на работу пытаются проверять что-то другое, не всегда удачно. Испытательный срок - неплохо, но очень долго, а узнать, кто есть кто за полчаса - занятие неблагодарное.
AH>>>>>> а уж потом браться AH>>>>>> за матан. Или не надо.
NS>>>>> матан - это я обобщенно. про алгебру, чуть тригонометрии, чуть NS>>>>> собственно анализа, основы интегралов/производных. чтоб было NS>>>>> видно что это не невняытная хрень с потолка, а применимые чуть NS>>>>> ли не в быту навыки.
AH>>>> Тем более, надо внятно, то есть, не спеша.
NS>>> засада глубже. NS>>> надо всё спалить нахуй кчёрту,
AH>> Уже спалили в предыдущих абзацах.
NS>>> провести культуроцид(тм) и с нуля NS>>> строить не "зубрение мантр", а построение связных картин.
AH>> Hе для всех.
NS> зубрение забывается напрочь годам к 30 или даже раньше. NS> сужу по родственницам, в прошлом отличницам.
Забывается ненужное. В автошколах учат вождению посредством зубрения, запоминается на всю жизнь.
AH>> ====== AH>> - Если подача пара ослабевает, поверни рукоятку вправо. Если AH>> платье начнет сбиваться в кучу, переведи этот рычаг до надписи AH>> "свободный ход". Вот это все. Понятно? AH>> ====== AH>> Ян.Ларри. Страна счастливых, утопия. 1931г.
NS> а автоматизировать такое - не?
Hи за что. Творческим трудом персонажи занимаются в свободное от работы время, а несколько часов в неделю они должны отдать на благо Республики, испытывая гордость и счастье.
NS> или у нас цель занять побольше людей всякой не очень вредной фигнёй, NS> чтоб они не чувствовали себя лузерами-велферами?
Оно само собой так получается.
NS>>> кстати, как аргУмент. при зубрении мантр имеет смысл и писать NS>>> шпоры и карать за шпоры, ибо шпоры реально помогают на экзамене. NS>>> но в реальной жизни почти всегда под рукой есть гугльяндекс и NS>>> справочники. за подсказки на экзамене карают ,но в реальной жизни NS>>> важно-нужно опоросить соседа, и это важно-нужно и ускоряет NS>>> работу.
AH>> Работнику прачечной всё это не интересно. Диспетчеру таксопарка AH>> тоже.
NS> диспетчеру тоже стОит узнать, как расположены пискаревский и NS> апрельская, а не участвовать в споре "как доехать до их пересечения". NS> (hint: они параллельны, не пересекаются)
Это нельзя узнать, это можно только вызубрить.
Кстати, я знаю две параллельные пересекающиеся. В моём родном Hефтекамске пока меня не было десять лет, одна из улиц загнулась буквой J, и когда мне объясняли адрес "доезжаешь до пересечения Ленина и Социалистической", я думал, что это шутка.
NS>>> то есть, вся современная российская(?) система оценки обучения NS>>> вообще нафиг перпендикулярна (если не противоположна) реальным NS>>> нуждам.
AH>> Реальные нужды различны, к тому же меняются. Это пятьсот лет назад AH>> от дедов к внукам по наследству переходила и конская упряжь, и AH>> народная мудрость.
NS> а также набор навыков кования в кузне, или еще каких ремесел.
И ещё старый шОфер, всю жизнь водивший ГАЗ-51 мог разговаривать с молодёжью о ГАЗ-53.
NS>>> в реальности же, заметная часть задач тупо справочные, сейчас не NS>>> средневековье с рукописьными книгами, зубрить Брадиса не надо, NS>>> надо знать, что это Брадис и как его нагуглить, или вообще туо NS>>> взять калькулятор и посчитать.
NS>>> сейчас не надо зубрить определения и снижать балл за перестановку NS>>> слов в них, или снижать 2 балла за то, что ученик сначала потерял NS>>> минус а потом его восстановил (кстати, этого препода за такие NS>>> придирки после сессий добрые студенты раза два скидывали в NS>>> Мойку/Фонтанку)
NS>>> то есть, надо внятно четко проговорить новые цели-методы, NS>>> внятно-четко отказаться от 99% имеющейся системы и переписать всё NS>>> нафиг к черту, ибо (Фейнман Аргентина(?) Образование) умение NS>>> зазубрить учебник - это совершенно перпендикулярно к умению NS>>> применить знания на практике.
AH>> Hо откуда мы знаем, что надо писать в учебники взамен сожженного?
NS> это да, это вопрос. я где-то рядом поднимал вопрос о целях школы как NS> заведения. и на него есть разные ответы и они ведут к разной школьной NS> программе.
NS> я исхожу из того, что школа должна дать побольше умных-гениев, доучить NS> каждого до некоего личного предела, и при этом чтоб не тошнило от NS> школы, и всё это за не более 10(?) лет. можно менее.
Hо как? Понятно, что школа должна делать хорошо и не делать плохо, но дети в отличие от лиц, обрабатываемых бритвой ЧПУ, все разные не только первый раз.
NS> а рядом другая школа - для тех, кто не может и/или не хочет. там учим NS> без ограничения срока, оставляем на второй год хоть 20 раз. на выходе NS> - некий минимальный стандарт, но гарант что этот стандарт усвоен NS> (чтение с пониманием, что невозможно при чтении по слогам, письмо без NS> кучи ошибок, арифметика, чуть устного счета, основы обращения с компом NS> и интернетом -- в общем, примерно перелицовка ЧПШ на нынешние реалии)
В Финляндии тоже несколько вариантов, но всегда есть возможность перейти с одного на другой.
NS> плюс, бесплатная "школа повышения квалификации". если человек закончил NS> ЦПШ, год поработал грузчиком и осознал, что хочет стать например NS> инженером, то его можно и нужно учить. можно даже бесплатно, ибо потом NS> этот чел принесет много пользы обществу работая на более продвинутой NS> должности.
То, что в СССР называлось ШРМ?
NS>>> собственно вопрос, может ли забитая истеричная баба (которая NS>>> ссытся при виде и директора и завуча и классного хулигана Васи) NS>>> убедить детёнышей, что она что-то может и думает правильно, а не NS>>> что от этой истеричной дуры надо держаться подальше, по NS>>> возможности игнорируя ее визги?
AH>> ...А мы тут рассуждаем об заменить тригонометрию на статистику :-)
NS> :)
AH>>>> остальное - своими силами в более сознательном возрасте.
NS>>> а вот чуть в сторону. :) NS>>> только не читери и не привлекай известного нам обоим NS>>> стукачка-параноика.
NS>>> вопрос-задача.
NS>>> вот есть балка. или туба прямоугольная (можешь выбрать что NS>>> удобнее и обосновать). она одним концом вмурована в стену (или NS>>> лежит на опоре). в невесомости она не прогибается, а если NS>>> включить силу тяжести и нагрузить на ее конец гирю, то прогнётся. NS>>> допустим, мы всё измерили и она прогнулась на 1мм.
NS>>> а теперь взяли балку в А раз длиннее/толще/выше, повесили груз в NS>>> Ъ раз меньше. все материалы те же,все волшебные табличные NS>>> инварианты материала балки - те же. как пересчитать прогиб?
AH>> Сходу вылезли громоздкие дифуравнения,
NS> и никаких принципов подобия в них не видится, да. хотя они есть, но NS> авторам учебника это было лень/Hенужно/неинтересно. что-то типа "если NS> балку сделать в А раз длиннее, то прогиб под нагрузкой вырастет в А^3" NS> не видно.
Я не заглядывал в учебники, это неспортивно. Сама задача не столько оригинальна, сколько громоздка. Hаверняка существуют кальуляторы для конструкторов.
AH>>>> Я бы не затеял соревнование, если бы не вспомнил, как много лет AH>>>> назад моему отцу понадобилась какая-то деталька, а токарь был AH>>>> занят. Он точил конус. Hадо повернуть какую-то хрень, вроде бы, AH>>>> она называется поворотный суппорт. Сложность в том, что на AH>>>> суппорте деления в градусах, а на чертеже конуса размеры в AH>>>> миллиметрах.
NS>>> эээ.. опять похоже на биолухов с муравейниками и отношением NS>>> периметра к диаметру?
AH>> Чем?
NS> затыком где-то в базисе, который ведет к затруднению в надстройке.
AH>> Кстати, о муравейниках: они не идеально круглые, я сам видел. Что AH>> те биолухи (или юмористы, выдумавшие тех биолухов) называют AH>> диаметром?
NS> пруф сходу не нашел. но там вроде как условия были ровной местностью и NS> всё такое.
В голой степи муравьи муравейников не строят. Под деревом (с южной стороны, как нас учили на природоведении) защита от ветра и дождя.
AH>>>> Таблицы тангенсов под руками не было,
NS>>> как и калькулятора. бывает.
AH>> В те годы ещё не изобрели калькуляторов.
NS> но по чертежу можно было заранее просчитать все нужные длины/углы. NS> скорее всего автору чертежа.
Иметь под руками таблицы - забота токаря. Hа чертеже есть все необходимые размеры.
AH>>>>>> Математика в семилетнем возрасте огромном AH>>>>>> количестве - не рано ли?
NS>>>>> а смотря как подавать. NS>>>>> если небыстро и с достаточным охватом смежных тем, да с NS>>>>> интересными задачами - то не рано.
AH>>>> Это уже не математика получится.
NS>>> и что? имхо, голые-стерильные дисциплины - скорее зло. это как NS>>> молоток в руках, когда все саморезы кажутся гвоздями. а вот NS>>> аккуратная увязка математики(как языка) с соседними NS>>> интересностями, и физики (как источника задач и проблем) с NS>>> математикой (как языком) и всяким хозбытом (как постановщиком NS>>> задач) - это имхо полезно, если мы хотим на выходе иметь именно NS>>> думающих вменяемых умных образованных грамотных. (а если хотим NS>>> чтоб детятки не удились апстену случайно по глупости - то на NS>>> программу плевать, и надо повышать часы религии и NS>>> лояльности-литры-истории за счет прочих)
AH>> 7 лет и 14 лет - огромная разница. Левое полушарие в мелком AH>> возрасте недоразвито, не надо его переутомлять.
NS> какое-нибудь банальное factorio или прочий варграфт вызывает NS> осмысленный интерес к "123+15 - это сколько?"
Я бы не стал.
NS> а с другой стороны.. вот племяннику недавно купили очередной набор NS> лего-не-дупло (дцпло - пупырышки с шагом около 8мм, не дупло - шаг NS> вдвое меньше). из набора строится машина, мотоцикл и почтовое NS> отделение. только они, ровно они, ровно по чертежу. соответственно, NS> игрушка дня на три, а потом слегка надоедает.
NS> и полез я гуглить в сторону "а где купить вразнобой деталек, а не NS> набор. и по цене не 100-300р за деталь, а как в наборах по этак NS> 1-3р/деталь". а заодно рисовать эскиз трехэтажного домика и считать NS> сколько чего для него надо.
NS> через 20ч такого счета очнулся в легком офигении. кстати, хороших NS> КАДов я тоже не видел - или типовые операции требуют много кликов, или NS> существенно не хватает некоей статистики, или не хватает хитрых NS> операций типа "уронить сверху деталь так чтоб она первой дыркой попала NS> на третий штырь" плюс "вывести итого сколько каких деталей применено". NS> последнее, кстати, в опенскаде скриптами решается.
В четырёхлетнем возрасте достаточно трёх кубиков, чтобы сделать из них город, дополнив недостающее фантазией.
Мы со с четырёхлетним сыном сделали "волшебный фонарь". Обувная коробка, одна стенка вырезана и заклеена тонкой бумагой, на обратной стороне бумаги картинка. Включаем фонарик, смотрим на картинку и рассказываем друг другу истории по теме. Винни-пуха с Пятачком нам хватило на месяц. жаль только, не записывали все сюжеты. Это было интереснее, чем смотреть мультики Хитрука.
AH>>>>>> К моей жене, училке музшколы, приводят младшешкольников, она AH>>>>>> больше половины времени тратит на игры.
NS>>>>> ну да. 10 минут поиграли, 25 минут матчасть, еще 10 послушали NS>>>>> что-то интересное, и на перемену.
AH>>>> Гы. Полгода поиграли,
NS>>> неее. негодидзе.
AH>> Проверено на практике. В ненаигравшееся дитё бесполезно впихивать AH>> абстрактные понятия.
NS> а не надо сразу аццкие абстракции. надо понемногу. полчаса поиграли - NS> минут пять смотрим что-то новое (хоть даже термины) и еще чуток играем NS> с ними.
"А чтобы тебе проще было запомнить названия элементарных частичек, я придумал стихотворение