FGHIGate на GaNJa NeTWoRK ST@Ti0N - Просмотр сообщения в эхоконференции FIDONET.HISTORY
Введите FGHI ссылку:

Присутствуют сообщения из эхоконференции FIDONET.HISTORY с датами от 15 Jul 13 00:03:03 до 23 Apr 24 03:00:10, всего сообщений: 2244
= Сообщение: 169 из 2244 =================================== FIDONET.HISTORY =
От   : Vladimir Fyodorov                2:50/15            14 May 14 11:29:20
Кому : All                                                 14 May 14 11:29:20
Тема : Интервью о FIDO в Беларуси с Олегом Гавриловым
FGHI : area://FIDONET.HISTORY?msgid=2:50/15+53731bae
Разнообразно приветствую тебя, All!

Этому интервью уже пять лет, да и затрагиваются в нём эхотажные вопросы, так что, думается, вполне себе топик.

*Интервью о FIDO в Беларуси с Олегом Гавриловым*

8 апреля 2009 в 0:00
Радио TUT.BY

Как жили белорусы, когда не было интернета? Только ли избранные имели доступ к Фидонету? Чем он отличался от интернета? Об этом и не только в прямом эфире Радио TUT.BY рассказал адепт Фидонета, технический директор компании "Атлант Телеком" Олег Гаврилов.

- Что собой представляла сеть Фидо?

- Сейчас, по прошествии времени, эту сеть можно описать как тематические форумы, сконцентрированные в одном месте. То есть теперь, если человек хочет общаться на тему компьютерных игр, он идет на соответствующий сайт, находит ссылку на форум этого сайта, идет по ней и общается. Если ему нужно общение на другие темы, он идет на другие сайты и другие форумы. В случае же с Фидонетом, все было сконцентрировано в одном месте. Не было такого понятия - сайт. Был, грубо говоря, форум с разными тематическими ветками - они назывались эхоконференциями.

- Как развивалась сеть Фидо в Беларуси? Насколько широко она была распространена?

- Самое начало Фидонета я не застал. Я пришел туда в 1997 году, к этому времени белорусский сегмент Фидонета был уже достаточно распространен - насчитывалось около тысячи активных участников. Хотя сейчас эта цифра, конечно, кажется смешной.

- А что нужно было сделать, чтобы "прийти" в белорусский сегмент сети Фидо?

- Для того чтобы что-то написать в сети Фидо, не достаточно было простой регистрации, как сейчас на форумах. Фидонет была, скажем так, домашней сетью. Необходимо было личное знакомство с человеком, который мог предоставить возможность пользоваться сетью. Этакие мини-провайдеры, у которых были домашние модемные станции, к которым и подключались обычные участники. В Фидонете их называли нодами. А личное знакомство с ними тоже было, как правило, ритуализировано и сопровождалось как минимум совместным распитием пива.

- Какие возможности предоставляла сеть Фидо кроме общения?

- А кроме общения ничего и не было. Причем сейчас на форумах общение какое-то поверхностное, и контингент на форумах за год, за два меняется практически полностью. А в Фидонете одни и те же люди сидели годами. Когда неофиты подтягивались, они сразу были видны издалека:

- Ну а почту-то через Фидонет можно было переслать?

- Да, конечно, кроме форумов были еще и личные сообщения. Их, в общем-то, можно считать аналогом нынешней электронной почты. Потом, когда интернет уже начал развиваться, появилась возможность написания писем из Фидонета в интернет, чем многие активно пользовались, так как коммутируемый доступ в интернет был дорогим.

- Была ли распространена сеть Фидо в регионах Беларуси?

- Конечно, во всех региональных центрах были свои представители, свои узлы. В Минске, естественно, их было наибольшее количество. Но, по сути дела, для регионов тогда это был единственный способ связи с внешним миром: люди звонили по межгороду в Минск, забирали свою почту и тоже участвовали в глобальной сети.

- Были ли какие-то специфичные темы обсуждения у участников Фидо в Беларуси?

- В принципе, нет. Так же, как и сейчас на форумах, в тематических эхо-конференциях говорили обо всем.

- Были ли тогда актуальны вопросы безопасности информации? Нужно ли было как-то защищать информацию на своих компьютерах?

- Тогда единственной проблемой были вирусы (против них точно так же использовались антивирусы) и те участники, которые писали всякие гадости в эти эхоконференции. Сеть Фидонет, как я уже сказал, отличалась тем, что для того, чтобы подключиться, нужно было личное знакомство. По технической информации легко вычислялся тот узел, через который пользователь входил в сеть, и тогда ему уже шла официальная заявка: мол, так и так, прошу разобраться. Кроме того, при регистрации пользователь должен был указать свое паспортное имя. И если его отключали от одного узла, а он хотел продолжать делать гадости, то его никто уже не подключал. Это была самая страшная угроза в мире Фидо - быть экс-коммуницированным.

- Какое компьютерное оборудование, программное обеспечение требовалось для подключения к сети Фидо?

- Нужен был сам компьютер, модем и софт. Этот софт существовал в виде пакетов, которые включали в себя все необходимые вещи: "звонилку", которая забирала почту, так называемый "тоссер", который почту раскладывал по эхоконференциям, и саму "читалку". Именно за настройку этого софта пивом обычно и платили.

- А сколько стоило содержание собственной станции Фидо? Соизмеримо ли это с сегодняшними затратами?

- Особо нет. Можно сказать, что это ничего не стоило. Это просто компьютер с модемом, включенным в телефонную сеть. Была просто абонентская плата за телефонную сеть - какие-то совершенно смешные деньги. Но обычно все звонки шли внутри Минска, деньги забирали только регионы за междугороднюю связь.

- Был ли какой-то элемент престижа? Можно ли было козырять наличием собственной станции?

- Ну конечно! Собственно говоря, ради этого узлами и становились. Это было не так просто. Я, к примеру, пытался стать им на протяжении года. Один раз мне не дали разрешение: мол, стаж в Фидо у меня маленький, рано мне еще узлом быть. А потом, когда я уже стал узлом, то был своеобразный рейтинг: у кого номер короче, тот в Фидо дольше, того все уважают.

- Вы можете вспомнить дату, когда Фидонет в Беларуси уступил место современному интернету?

- Для меня это было году в 2003-04-ом году. Я связываю это с тем, что я перестал там общаться. Те вопросы, которые были интересны для обсуждения мне (а в первую очередь это профессиональные вопросы), стали слишком специфическими, и людей, разбирающихся в них, там не было. Либо они сидели, читали, смеялись и молчали.

http://it.tut.by/183352

Всяческих благ. Искренне Ваш, Vladimir Fyodorov, эсквайр.
... Hе так страшен маляр, как его малярия
--- GoldED+/W32-MINGW 1.1.5-b20120515
* Origin: Esquire Station (2:50/15)