FGHIGate на GaNJa NeTWoRK ST@Ti0N - Просмотр сообщения в эхоконференции RU.ANIME
Введите FGHI ссылку:

Присутствуют сообщения из эхоконференции RU.ANIME с датами от 21 Apr 13 06:10:02 до 22 Mar 24 15:53:58, всего сообщений: 807
= Сообщение: 610 из 807 =========================================== RU.ANIME =
От   : Mithgol the Webmaster            2:50/88            09 Mar 17 00:22:46
Кому : All                                                 09 Mar 17 00:22:46
Тема : Сон о будущем идеале экранизации разветвлённого визуального романа
FGHI : area://RU.ANIME?msgid=2:50/88+58c07630

Большинству зрителей аниме сейчас известно или станет со временем известно, что весьма многие из этих произведений являются экранизациями визуальных романов, имеющих значительную романтическую (любовную) составляющую сюжета, и притом сюжета разветвлённого, движение по ветвям которого доступно выбору читателя. Чаще всего сюжетные линии соответствуют любовным линиям, а сюжетный выбор читателя проявляется как романтический выбор протагониста (центрального персонажа), так что даже и ветви сюжета нетрудно называть именами персонажиц, одну из которых выбирает главный герой (или, соответственно, называть именами персонажей, одного из которых выбирает главная героиня).

К экранизации таких (не однолинейных) сюжетов может быть несколько различных подходов; несколько их и было в аниме.

Вот антиспойлерное предупреждение: сейчас я намерен обсуждать возможности такой экранизации и приводить конкретные примеры её, так что сюжетная конструкция упоминаемых мною аниме будет, возможно, неожиданно показана (и проспойлерится, испортит первое впечатление) тем зрителям, которые желали бы с конструкцией ознакомиться естественным образом во время просмотра, а не знать её заранее. Упомянуты будут аниме Clannad, Fate / Grand Order, Fate / stay night, Kanon, Rewrite, Sekirei, Steins;Gate, Tsukihime, Yosuga no Sora. Будьте предупреждены.

Можно экранизировать только одну ветвь сюжета и, таким образом, показать зрителям аниме только одну из нескольких возможных в первоисточнике любовных привязанностей.

Из таких экранизаций прежде всего приходит на ум аниме Tsukihime (в котором показана влюблённость Щики в Аркуэйд Брюнстуд), а также аниме Steins;Gate (в котором Кёма показан в конце концов выбравшим свою &+AKs-;Кристину&+ALs-;).

Такой экранизации обыкновенно ставят в упрёк неполноту: зритель не получает представления о сюжетных линиях других персонажиц.

Ещё можно показать центрального персонажа проходящим одну за другою все ветви.

В качестве примера такого подхода прежде всего приходят на ум экранизации тех визуальных романов, которые сделаны творческой группою Key. Это аниме Kanon (Киотской анимационной студии в 2006 г.; я не смотрел более раннюю экранизацию 2002 года от Toei Animation), а также Clannad и Rewrite.

Такой экранизации обыкновенно ставят в упрёк изменение характера центрального персонажа: если в первоисточнике он в каждой из линий сюжета верен только одной девушке и интересуется ей одной, то в экранизации он выглядит добивающимся каждой персонажицы, а затем утрачивающим интерес к ней. Получается другой тип персонажа, своего рода серцеед; и по адресу http://nya.sh/sms-history в 7:33 5 ноября 2010 года я анонимно рассуждал, что примером такого персонажа может служить Ставрогин у Достоевского в &+AKs-;Бесах&+ALs-;, который овладевает и служанкою (Дарьей Шатовой), и супругою её брата (которую бросает беременною), и хромоногою безумицею (на которой он женится), и недоступною аристократкою (какова Лизавета Николаевна Тушина). Однако же типический центральный персонаж визуального романа не Ставрогин и в нём нет ничего ставрогинского, тогда как экранизация придаёт ему подобное поведение; это-то для неё и служит упрёком.

Противоречия между требованием полноты и требованием неизменности протагониста выглядят ничуть не менее разрешимыми, чем противоречивые требования в известной притче &+AKs-;[Мельник, мальчик и осёл](http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=4340)&+ALs-;. Однако же изобретательность и присутствие духа, свойственные некоторым экранизаторам, позволили им поискать и найти некоторые промежуточные варианты, подчас более интересные, чем упомянутые выше две крайности.

Дорогостоящий и требующий массу времени, но довольно безупречный вариант ── это отдельная экранизация каждой из ветвей сюжета, в первоисточнике существующих. Пример этого мы видим в экранизациях визуального романа Fate / stay night, где существуют отдельные аниме (2006 и 2010 года) по ветви &+AKs-;Fate&+ALs-;, отдельные аниме (2010 и 2014──2015 года) по ветви &+AKs-;Unlimited Blade Works&+ALs-;, и приуготавливатся ещё аниме 2017 года по ветви &+AKs-;Heaven's Feel&+ALs-;.

Признаться, этот вариант так хорош, что я был бы (теоретически) очень рад увидеть экранизированным в этом же роде визуальный роман Tsukihime той же творческой группы TYPE-MOON: одно аниме про Аркуэйд Брюнстуд, одно аниме про Сиэль, одно аниме про Акиху, одно аниме про Хисуи, одно аниме про Кохаку. Пишу &+AKs-;теоретически&+ALs-;, так как, даже если та же мысль в этот же миг посетит экранизаторов (ufotable), то они справятся с реализацией не раньше, чем мне исполнится лет пятьдесят, а не то и пятьдесят пять; я никак не могу быть уверен, что сохраню те же интересы к этому времени.

Ещё один интересный вариант ── это очевидное для зрителей отматывание времени назад, совершаемое перед переходом на другую ветвь сюжета. Это очень просто, и это очень хорошо соответствует типическим действиям читателя визуального романа, загружающего (из сохранённой копии) сюжет перед тем местом романа, где сюжет разветвляется ── загружающего с намерением оттуда теперь читать иную сюжетную ветвь. Таким образом, впечатление зрителя аниме вполне уподобляется впечатлению читателя первоисточника (с той только разницею, гораздо впрочем менее значительною, что читатель всё-таки сам выбирает, с какой ветвью сюжета ознакомиться сначала, а с какою попозже).

Хорошим примером такой экранизации является аниме Yosuga no Sora, в котором превосходные эротические сцены сопровождаются никак не менее превосходными сценами природы ── грандиозными летними облаками (типа cumulonimbus calvus), закатами, горными лесами и так далее. Отношениям со служанкою посвящены комические мини-серии, появляющиеся после эндинга основных серий, однако отношениям с каждою из остальных персонажиц посвящены несколько серий, после каждой из которых сюжет явным образом отматывается назад во времени: последующая серия начинается сперва от общей предшествующей точки (в которой персонажи действуют и говорят ещё совершенно так же, как и прежде), после чего зритель ясно видит, какие действия главного героя приводят к переходу сюжета к другой сюжетной линии. (И мне помнится даже, что в одном из предпросмотров будущей серии голос центрального персонажа произносил, что всё показанное ранее было будто летним сном, исчезнувшим бесследно ── правда, сейчас я не могу обнаружить в файлах https://doki.co/2014/04/13/yosuga-no-sora-bd-batches-hi10p/ ничего даже отдалённо подобного, так что всё это может быть и ложной памятью.)

Мне довелось читать, что аниме Amagami SS (с июля по декабрь 2010 года) прибегало к тому же способу экранизации, что и Yosuga no Sora (с октября по декабрь 2010 года), то есть к откату времени и сюжета к общей точке до разветвления; но я не смотрел ещё это аниме сколько-нибудь долго, так что пока ещё не ознакомился с тем, так ли это и насколько близко подобие. В начале нынешнего года я решил исправить это упущение (насколько свободное время мне позволяло) ── и в самом начале третьей серии наткнулся вот на какую сцену:

![(кадр)](https://ipfs.io/ipfs/QmdMgjz8Bst4TrpSjxuiuYkArkCvwcrrcr9bzsURPu2fzu)

В центре этого кадра аниме виден центральный персонаж, патетически воздевающий руки вверх (он полон любви к той персонажице, которую он выбрал в этой ветви сюжета), а справа другая персонажица (насколько я понимаю, её можно выбрать в другой ветви сюжета) общается с другим парнем.

Эта сцена наводит на мысли. С одной стороны, этот другой парень в этой другой ветви сюжета может играть роль друга-помощника главного героя (да и сыграет, вероятно ── я просто не смотрел). С другой стороны, теоретически совсем ничего не мешает ему самому сделаться парнем этой персонажицы в той ветви сюжета, где главный герой увлечён другой девушкою, верно ведь?

Таким образом, для экранизации такого разветвлённого сюжета, в котором личность и прошлое главного героя не играют особой роли (какую играют они в Yosuga no Sora), да и соперничество нескольких персонажиц за одного парня также не играет важной роли (какую играют они в Yosuga no Sora), а наоборот, в котором персонаж показан просто как обычный японский парень (как в Amagami SS), каких много ── для экранизации такого сюжета можно дать каждой персонажице по отдельному, её одну выбравшему и полюбившему, персонажу.

Этот вариант может избавить экранизацию и от сердцеедства, и от альтернативной истории: различные пары сосуществуют в одной и той же версии истории, а время отматывается назад для того только, чтобы показать, что делали несколько дней другие парни с их девушками.

Тем не менее, этот вариант экранизации разветвлённых визуальных романов остаётся, по всей видимости, чисто теоретическим, ни один визуальный роман вообще никто не догадался экранизировать таким образом. Хотя вообще-то в аниме случается видеть и соперничающие пары (обычный парень + необычная девушка), как в Fate / stay night или в Fate / Grand Order, и даже соперничающие 'гаремы' (один обычный парень, несколько необычных девушек), как в Sekirei, но они нигде не получаются в результате преумножения главного героя визуального романа.

Кроме того, реальная применимость этого приёма ограничена рамками только тех визуальных романов, в которых центральный персонаж показан как обычный японский парень-каких-много (возможно, нарочно для того, чтобы каждый зритель мог себя вообразить на его месте в его возрасте). Если центральный персонаж ── парень необычный и со сверхспособностями, то в первоисточнике он уникален, так что в такой экранизации, где их таких несколько (по числу девушек), явно нарушится одна из важных сюжетных основ первоисточника.

Сегодня (8 марта) я увидел сон, в котором передо мною предстал некий фэнфик, сочинённый моею сногенераторною частью подсознания по мотивам сюжета Tsukihime, однако такого, каким он был бы в том случае, когда у каждой из персонажиц оказалось бы по одному собственному возлюбленному со сверхспособностями. Подсознание развернулось на полную катушку и продемонстрировало достоинство такого подхода: центральный персонаж (предмет любви и обожания всех девушек) обязан всё-таки быть чем-то средним (для того, чтобы чувства всех их выглядели сколько-нибудь правдоподобно), тогда как специальный персонаж (единственный объект взаимной любви для одной конкретной персонажицы) может иметь (и даже художественно куда красивее и выразительнее, когда имеет) именно те качества, которыми объясняется их близость с нею: общие интересы, общую историю, общие ценности, общие способности.

Сперва во сне я увидел поединок, совершающийся ночью при свете фонарей между Сиэль (совершавшей характерные для неё высокие прыжки и швыряние ритуальных клинков) и какой-то другою сверхъестественною противницею, которой сопутствовала тёмная фигура в очках со всеразрезающим ножом ── какая-то версия образа Щики. Затем я увидел, что и у Сиэли есть собственный спутник-защитник, сражающийся на её стороне.

Минуты поединка окончились (ничейно: взаимным оставлением поля боя), потекли часы повседневности, и я увидел, что спутник Сиэли показан подходящим для неё. Она ── бессмертная выжившая жертва упырической одержимости, во имя мести вступившая в тайную церковную воинствующую организацию, занимающуюся физическим уничтожением вампиров и прочих демонов. Он ── брат во Христе для неё, соратник по организации, тоже имеющий какой-то повод для ненависти к вампирам (возможно, наиболее романтический, нечто вроде нэторарэ: невзлюбил Роа за одно то, что тот сделал с Сиэль?), готовый и годами сражаться бок о бок с Сиэль (что так и было по сюжету сна в прошлом), и искренне стать на молитву рядом с Сиэль, и просто разбираться с делами воинствующей секты внутри церкви рядом с Сиэль (я во сне увидел их разбирающимися с откровением пожилой фанатической верующей, искренне принявшей утреннюю росу за мироточение ── очевидный реверанс сногенерирующего подсознания, пожелавшего отразить экзальтацию Поклонской), и в чужом облике внедряться в ряды японских старшеклассников рядом с Сиэль, и так далее.

Сон прервался, но и в пробуждении я много думал, пробовал открывшиеся мне перспективы этого сюжетоустроительного подхода, воображал развитие этой идеи: как могли бы выглядеть спутники остальных персонажиц визуального романа Tsukihime, если каждой дать по одному специальному, для неё одной подходящему?

Рядом с Акихою ── вероятно, протагонист первоисточника, наиболее близкий ей человек, приёмный брат Наная Щики, смирившийся по её просьбе с ролью приёмыша, подставивший ради неё свою грудь под нож безумца, разделивший с нею и мрачное знание о зловещих семейных тайнах, и запретную любовь, в глазах общества обречённую выглядеть кровосмешением.

Рядом с Аркуэйд ── возможно, какой-нибудь светский европейский охотник на вампиров, принадлежащий к придуманному TYPE-MOON Ордену Магов?

Рядом с Кохаку и Хисуи ── возможно, какой-нибудь не менее молодой, чем они, и притом не менее особенный дворецкий, служащий ещё одному не в полной мере человеческому (но зато богатому и влиятельному) семейству? Или даже два брата для двух сестёр, чтобы одна парочка могла встречаться, пока другая остаётся поодиночке на хозяйстве в том и в другом поместье, чтобы не оставить хозяев?

Рядом с Юмидзукою Сацуки ── вероятно (и в соответствии с одним из наиболее сильных BAD END в первоисточнике), какой-нибудь парень, которого новоявленная упырица не стала умертвлять, а полюбила и сделала своим ночным слугой и вечным возлюбленным, чтобы ей никогда более не быть одинокою на своём кровавом пути.

Плодотворная творческая идея. К сожалению, она останется бесплодною в формате блогозаписи, так как я, во всяком случае, не сценарист аниме.

* изначально написано в эхоконференцию Ru.Blog.Mithgol
* также было отослано в эхоконференцию Ru.Anime

Фидонет будет великим и гипертекстовым!    [Ru.Mozilla]     http://Mithgol.Ru/
Mithgol the Webmaster.                    [Братство Нод] [Team А я меняю subj]

... Hа откусанном яблоке лучше увидеть целого червяка, чем его половину.
--- Худому с ней встpетиться ── гоpе, и добpому ── pадости мало. (Павел Бажов)
* Origin: А что нам йети            //           Да на это ответит? (2:50/88)