FGHIGate на GaNJa NeTWoRK ST@Ti0N - Просмотр сообщения в эхоконференции RU.BLOG.MITHGOL
Введите FGHI ссылку:

Присутствуют сообщения из эхоконференции RU.BLOG.MITHGOL с датами от 11 Jul 13 20:11:52 до 16 Sep 18 01:40:26, всего сообщений: 2655
= Сообщение: 700 из 2655 =================================== RU.BLOG.MITHGOL =
От   : Mithgol the Webmaster            2:50/88            02 Feb 15 18:40:46
Кому : All                                                 02 Feb 15 18:40:46
Тема : Фантастика, неожиданно имеющая чрезмерное отношение к реальности
FGHI : area://RU.BLOG.MITHGOL?msgid=2:50/88+54cf9b11

По адресу https://www.facebook.com/k.a.krylov/posts/807718112627915 Крылов
(в своей роли фантаста М. Ю. Харитонова) так пишет:

> Один из лучших способов отвлечься от неприятностей ── это литература.
> И в смысле "читать", и в смысле "писать".

> Вот сейчас я редактирую крайнюю ── из готовых ── главку "Буратины". Куда
> я вставил в качестве персонажа одну милую знакомую, в фейсбуке
> присутствующую.

> Правда, в книжке я сделал из неё рыжую поняшу с инженерно-математическим
> образованием и сложными отношениями со старшим поколением. Так что
> она себя там "гарантированно не узнает", хех.

(Конец цитаты.)

К сожалению, никак не могу к этому хеху присоединиться. Фантастика именно в её
значении средства отвлечься от реальности сильно теряет в ценности, когда она
начинает иметь слишком существенное отношение к реальности, то есть как раз
тогда, когда есть определённая уверенность в том, что тот или иной персонаж её
(или персонажица) ── не вымысел автора, а аллегорическое или даже пародийное
изображение реального человека с определённым намёком или с целью похехехекать.
Таким образом, последний абзац находится в явном противоречии с первым.

В криптоистории или в альтернативной истории намёки на реальность, окружающую
читателя (или хотя бы окружающую автора) вполне допустимы и даже ожидаются,
чему примером может служить http://haritonov.kulichki.net/stories/rim.htm
того же Харитонова.

А вот когда в фэнтэзи или фантастике проступают черты светской хроники, или же
когда в персонаже проступают черты автора слишком явно ── это другое дело,
особенно если открывал произведение с целью отвлечься. В худшем случае будет
что-то вроде 'Мэри Сью'; в лучшем случае это называется self-insertion или же
self-insert (по-русски точного перевода не подберу), нравится это не всем:

http://en.wikipedia.org/wiki/Self-insertion

http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/SelfInsertFic

В творчестве Харитонова есть много таких элементов, которые приобретают чуточку
иное прочтение, если предполагать за ними авторское 'гарантированно не узнает,
хех' и реальную подоплёку. Лучше всего в качестве примера годится, я полагаю,
фэнфик 'Факап' по творчеству Стругацких:

http://samlib.ru/h/haritonow_m_j/fuc.shtml

Там персонаж на двадцать третий день вспоминает о том, как симпатичная барышня
Майя Глумова его не отшила, когда он к ней подкатил. Если знать о роли этой
персонажицы у Стругацких, то уже получается несколько мартистьюшный персонаж;
если же предполагать подоплёку 'гарантированно не узнает', то перед нами притом
либо эротическая фантазия, либо эротическая же похвальба самого автора насчёт
той или иной милой знакомой, в Facebook присутствующей. То и другое получается
несколько нескромно. Знакомая, может, и не узнает, а вот читатель какой-нибудь
точно узнает. Вовсе не так трудно перебирать в Facebook милых молодых знакомых
Крылова и прикидывать, которая из них более всего похожа на персонажицу Глумову
и по каким обстоятельствам биографии, интересов, образования, alma mater и пр.
(особенно по тем, которые у Крылова явно отличаются от указанных Стругацкими).

Я-то это угадывание считаю для себя не особенно подходящим занятием, так что
'Факап' определённо решил отложить и не читать. (Осознаю, в частности, что могу
угадать какую-нибудь не ту, ведь я и в Facebook-то не регистрировался сроду.)
Другие же читатели вполне могут угадывать и даже непременно угадают её, а если
и ошибутся, то не сразу готовы будут признать и вполне веровать, что ошиблись.

И получается, что в 'Буратино' это явление (чрезмерное отношение к личности или
хотя бы к московской-фэйсбуковой тусовке, без которого не всё будет понятно)
выражено ещё сильнее и даже заслуживает прямого упоминания автором. Опять же
не выйдет фэнфиком 'Буратино' отвлечься от окружающей автора действительности.

(Я, правда, также был превеликим любителем сочинения фэнфиков с сэлф-инсёртом,
так что 'кто бы говорил'; большая половина содержащейся выше критики, пожалуй,
может и должна быть признана довольно лицемерною.)

Фидонет будет великим и гипертекстовым!    [Ru.Mozilla]     http://Mithgol.Ru/
Mithgol the Webmaster.                    [Братство Нод] [Team А я меняю subj]

... Первая ценность ── мы все дети Божьи.                     (Джордж Буш-мл.)
--- Мой выбор браузера ── Mozilla Firefox наиболее новой бета-версии.
* Origin: Лао-Цзы ответил на это ему, что теперь есть два Лао-Цзы (2:50/88)