Кому : All                                                 02 Jul 19 10:31:26
Тема : SU.COMP.OLD: Вышел журнал Downgrade N27
FGHI : area://RU.FIDONET.DIGEST?msgid=2:50/15.1+5d1b0aa6

http://dgmag.in/N27/DowngradeN27.pdf

* Area : SU.COMP.OLD
* From : Alexandr Untevsky, 2:5030/722.46 (02 Июля 2019 02:28)
* Subj : Вышел журнал Downgrade N27
Здpавствуй, All!

Сабж:
http://dgmag.in/N27/DowngradeN27.pdf
(7,45 MB.)

Hомер довольно большой получился. Есть пару статей по Фидо.
Hу и другого всякого разного много - обзоры разных железок, про текстовый редактор "Журналист", про ОГАС и т.д.

Downgrade N27
СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ О ФИДО
Андрей Тумилович 2:5020/570.10@Fidonet

В девяностых годах по выходным я ходил в гости к бывшему однокласснику, "натаскивал" его решать интегралы, а потом мы вместе играли на его IBM-е, рассматривали фото из разных "фэх", читали свежие анекдоты из "эхи"... Воображение поражала фотография стадиона, которую можно было увеличить настолько, что становились хорошо различимы лица людей на противоположных трибунах. Однако интенсивность компьютерной жизни дала себя знать очень быстро, после первой же сессии товарища из универа отчислили, и семейный совет объявил меня пособником и персоной нон грата. Так вот я и познакомился с Фидо.

Продолжение знакомства состоялось только через много лет, когда у меня уже давно был свой (и не первый) компьютер, а надобность в стационарном телефоне перекрывал кабель с Интернетом. Компьютерщиком я как не был, так и не стал, однако интерес к Фидо сохранился. Полез в Интернет, стал искать информацию, читать всё, что рекомендуется в таких случаях... Продравшись сквозь технические заклинания типа "мейлер" и "тоссер", я выяснил, что есть как минимум один готовый комплект, в который достаточно ввести минимум необходимых данных: fidoip. Его я себе на ноутбук и поставил. Было это три года тому назад...

В первую очередь я стал искать признаки жизни Фидо в родном Калининграде. В конце концов, я нашёл координаты Дмитрия* (ныне - босс узла 2:6078/1).
*[Который на момент написания этой статьи в Фидо уже около двадцати лет, и примерно десять из них - босс узла.]

История Фидо в Калининграде это отдельная тема, в моей же истории получилось так, что к тому моменту, когда он ответил на запрос, я уже чуть не месяц был пойнтом на узле 2:5020/570, читал и даже иногда писал сообщения в эхи. Так началась моя двойная фидо-жизнь, которой и продолжаю жить.

Общее впечатление о Фидо: здесь интересно. Нет рекламы. Нет коммерции. Зачастую весело, потому что не всё обсуждается с самыми серьёзными выражениями лиц. Люди общаются, а не меряются авторитетами и посылают, и самое близкое - смысловое - определение к понятию "эха" - это дружеская беседа.

Малограмотность не распространена, что действительно удивляет. И что касается общения, то это просто приятно и кайфово, когда собеседник не только интересный человек и (или) хороший специалист, но он способен чётко сформулировать свои мысли. За уровнем общения и тематикой следят модераторы, но это не цензура в привычном понимании этого термина. Фидо строится на ряде принципов ("полиси", свод правил сети Фидо), и правила каждой эхи так или иначе отталкиваются от "полиси". Конечно же, в Фидо, как и везде, есть свои правдолюбцы и люди близкие к природе, из уважения к ним и специально для их удобства созданы особые эхи, где их никто и ни в чём не ограничивает.

Может потому, что я подписан на не такое уж большое число эх, но именно с самодурством модераторов я не сталкивался ни разу, и за всё это время - три года - наблюдал только один случай, когда человек трудами праведными заслужил свою "награду".

Собственно, боссы и модераторы - это тот костяк, на котором всё держится. Для того чтобы сеть существовала, нужны вполне реальные компьютеры, на которых установлено соответствующее программное обеспечение, и поскольку хорошим тоном теперь является круглосуточный доступ, то и работать эти компьютеры должны круглосуточно. Хорошо, если есть возможность установить ноду на служебном компьютере, но это возможно не всегда, а в домашних условиях так и вовсе бывает проблематично. Появление новых узлов и существование прежних обусловлено решением (или не решением) вот такой техническо-бытовой проблемы. И уже существует решение: установка ноды на смартфоне. В этом тоже есть своя специфика, но уже сугубо технического плана (размеры экрана, экранная клавиатура и т.д.).

А для того, чтобы эхи не превращались в помойки, нужно следить за порядком. У каждой эхи есть свои правила (за исключением особо выделенных немодерируемых эх), правила довольно лояльные, на самом деле. И каждая из них требует внимания, а не поверхностного отношения.

Нужно очень ценить людей, у которых есть продолжительная мотивация заниматься технической стороной дела, которые вкладывают своё время, внимание, а иногда и деньги, в существование Фидо, которым мы пользуемся.

Фидо-почту и свежие сообщения в эхах я прочитываю вечером, поскольку пакет установлен на ноутбуке, а не на телефоне. Иногда за вечер получается переброситься несколькими письмами или сообщениями. Принцип общения в Фидо "сегодня спросил, завтра прочёл ответ" по большей части продолжает действовать, и лично меня это вполне устраивает. Существует хорошее и очень верное наблюдение: "если вы разговариваете с человеком, и он достаёт сигареты и закуривает, можете разворачиваться и уходить - в беседе с вами этот человек не заинтересован". По моему мнению, это применимо и к Фидо: если человека не устраивает существующая тут скорость общения, то не собеседник ему нужен, а нечто иное: справочник-на-все-случаи-жизни, развлечение, свежие уши, ещё что-то... он не заинтересован в людях, к которым обращается. В Интернете, кстати, ответ от нужного специалиста тоже далеко не мгновенно приходит, и зачастую поисковик выдаёт просто хлам и рекламу, вместо нужной информации.

Утверждения что "мы живём в век скоростей", "всё непрерывно меняется и нужно этому соответствовать", а также производные от них - не более чем мифы нынешнего периода истории. Мы скорее узнаем новости о происходящем в мире, но всё это поверхностные явления, мир - по сути - не меняется. Достаточно понять основные тенденции происходящего и быть в курсе тех изменений, которые затрагивают личные интересы - всё остальное - это просто нагнетаемая истерия и информационный шум. Точка и шкала отсчёта для любых изменений, любого развития - сам человек, которого, увы, не облагораживают ни деньги, ни должности, ни суперкрутые технологии. Мир "непрерывно меняется" только для тех, кого эти упомянутые истерия и информационный шум полностью поглотили. Им можно посочувствовать, но это не повод следовать их примеру.

Иногда сообщений в эхах за сутки набирается довольно много, и уже приходится или откладывать прочтение на потом, или жертвовать какой-нибудь тематикой - пролистывать не глядя, хотя чаще всего даже в неинтересных лично мне темах высказываются очень даже интересные люди, у которых есть опыт и знания, а не один только "мобильный Интернет на все случаи жизни".

На данный момент "население" Фидо относительно невелико, не редкость видеть в разных эхах сообщения от одних и тех же людей. Хорошо было бы, чтобы "население" увеличилось, чтобы сеть Фидо не просто продолжала быть, а росла... Но для того, чтобы приходили новые люди, у них должна быть мотивация, и тут есть проблема, которую поясню на примере: если я хочу посмотреть хороший детективный сериал в авторском переводе, но не хочу искать по торрент-трекерам и скачивать на жёсткий диск, то самое простое - зарегистрироваться в одной из социальных сетей и спокойно смотреть онлайн. То есть, порог вхождения: хочешь приобщиться, выполни ряд несложных действий. Ранее в Фидо таким порогом было умение настроить софт для работы в сети: хочешь читать-писать в Фидо - пожалуйста, ставь программу, получай пойнта и вперёд! Сейчас практически все эхи доступны для чтения из сети Интернет, и если человеку интересно узнать, что именно пишут в определённой эхе, то ему нет необходимости становиться пойнтом Фидо. Сверхдоступность убивает мотивацию и интерес. Всё равно что рубим сук, на котором сидим. Не применяя кардинальных мер, эту ситуацию можно было выправить следующим образом: пускай от каждого сообщения, транслируемого таким образом в Интернет, будут доступны только первые 3-4 строчки. Для общего впечатления от сети этого достаточно, а если человеку действительно интересно - добро пожаловать!

Фидо - это сеть друзей, ей изначально присуща уникальная атмосфера, которая существует по-прежнему. Мессенджеры и социальные сети безлики, и попытки сращивания с ними Фидо, "дотягивание" её до "стандартов" ни к чему хорошему не приведут. В лучшем случае появится ещё один - среди множества - ничем не примечательный мессенджер, который придётся обогащать "фишками", чтобы он пользовался спросом хоть у кого-нибудь. Либо ещё одна, но уже "недосоциальная" сеть, которая растворится в уже существующей безликости. В уже существующих программах для работы в Фидо есть всё, что действительно необходимо для общения и работы в сети друзей, в некоторых случаях их стоит дорабатывать под современное "железо", незначительно менять интерфейс, но не нужно менять принципы, лежащие в основе сети, потому что именно они и делают Фидо тем, чем она является.

Фидо живёт только за счёт энтузиазма, тут нет тупых репостов одного сообщения сотнями "пользователей", которые тем самым "наполняют свою страницу", нет "котиков", "лайков" и прочего. Хочется, чтобы участники от вялого созерцания - что не редкость, к сожалению - перешли к активной позиции. Как минимум часть тематических - и очень хороших - эх фактически мертвы не потому, что "люди ушли в Интернет", а потому что оставшиеся занимают пассивную позицию наблюдателей - и ничего не происходит, правда, удивительно?

Фидо живо? Да, вполне. Есть ли у него будущее? Не гарантированно, но выше я попытался отметить основные моменты, от которых это зависит. Что же касается массовости, то Фидо функционирует не за счёт коммерции, где каждый пользователь - это потенциальный покупатель или товар, Фидо - это реализация принципов, разработанных её создателями. На данный момент эти принципы в нашей цивилизации не являются определяющими. Соответственно и притягиваться к сети Фидо будут в основном только те люди, у которых принципы Фидо будут находить отклик. Толпы народа не ринутся сюда никогда, но нужно продолжать заниматься популяризацией сети, чтобы сюда пришли те, кому это будет по душе. И нужно занимать активную позицию "в этом нашем Фидо", а не просто наблюдать, потому что принципы принципами, но люди идут на людей, увлеченных идеей, а не на голую теорию и пустые эхи. Только так, через работу вот такого своеобразного магнита, Фидо может обрести новую жизнь, и в сеть будут приходить новые и интересные люди.

На этом у меня всё. Пожелания и замечания можно присылать на указанный адрес.

Андрей Тумилович 2:5020/570.10@Fidonet

--- GoldED+/OSX 1.1.5-b20180707
* Origin: Esquire Station (2:50/15.1)