FGHIGate на GaNJa NeTWoRK ST@Ti0N - Просмотр сообщения в эхоконференции RU.FIDONET.DIGEST
Введите FGHI ссылку:

Присутствуют сообщения из эхоконференции RU.FIDONET.DIGEST с датами от 15 Jul 13 08:53:56 до 25 Apr 24 11:01:17, всего сообщений: 2391
= Сообщение: 1713 из 2391 ================================ RU.FIDONET.DIGEST =
От   : Vladimir Fyodorov                2:6035/3.1         15 Mar 21 13:52:44
Кому : All                                                 15 Mar 21 13:52:44
Тема : СОБ.ИНФ.: Про HomeNet и Фидо на tech.onliner.by
FGHI : area://RU.FIDONET.DIGEST?msgid=2:6035/3.1+604f3ff6

> На ресурсе tech.onliner.by ("Новости науки и технологий") появился
> партнёрский материал от Samsung Galaxy S21 Ultra, озаглавленный ""Милиция
> не трогала". Как в начале 2000-х тусили интернет-пользователи",
> рассказывающий про первые шаги интернет-юзеров в Минске. Довольно большая
> часть статьи посвящена HomeNet и Фидо, и рассказывает про Андрея
> "montana73", который прошёл путь от BBS до узла Фидо (вероятно, это
> Andrey Musinzya, 2:450/149, но не факт). Статья иллюстрирована
> фотографиями. Ниже - один отрывок.

===
Теперь интернет воспринимается как нечто обыденное, пусть и не всегда, но по большей части работающее. Двадцать же лет назад доступ в сеть был чудом, одно прикосновение к которому меняло всю твою жизнь. Сегодня вместе с Samsung Galaxy S21 Ultra вспомним о культовом среди сетевиков конца 1990-х - начала 2000-х тусовочном месте - "филе". Удивимся, как при зарплате в $20 люди умудрялись пользоваться модемами за $500. А еще знакомились в онлайне, встречались в офлайне, потом женились, ругались и, конечно, цистернами уничтожали пиво.

_От HomeNet до Фидо_

Андрей montana73 в 1996 году только окончил БГУИР и сразу попал на интересную работу - низкооплачиваемую, но с доступом в сеть!

https://content.onliner.by/news/1100x5616/3915f4327288959dd4e3200b732b3a51.jpeg

- Начиналось все с "бибиэсок" (BBS - bulletin board system, электронная доска объявлений - о них мы писали в этой статье. - Прим. Onliner). Каждый четверг я покупал газету "Компьютерные вести" и листал ее в поисках списков этих BBS - тогда регулярно публиковали такие списки.

Когда на работе купили первый модем, это было большое счастье. Руководство в технических возможностях тогда не ограничивало, и мы приобрели новый модный маршрутизатор U.S. Robotics где-то за $500 (тогда это была средняя зарплата примерно за два года). Вскоре уже по звуку научился определять, на какой скорости подключался к сети. Самый шик, конечно, это 56 Кбит/с.

https://content.onliner.by/news/1100x5616/65dcce6e79c557ef1f7286a44f827803.jpeg

При зарплате в $20 в месяц рассчитывать на свой компьютер и модем тогда не приходилось. Поэтому Андрей не без удовольствия задерживался на работе, где он отвечал за обслуживание парка компьютеров и поддержание в рабочем состоянии локальной сети. Впрочем, он настаивает, что задерживался ненадолго, поэтому молодая жена к работе не ревновала.

- А потом я как-то попал в минскую сеть HomeNet, можно сказать, наш локальный аналог FidoNet. Попасть туда можно было более-менее просто: нужно было просто проставиться пивом. У меня как раз знакомый держал там станцию, так что проблем с этим не возникло.

Что в середине 1990-х делали пользователи HomeNet? Да все то же, что и пользователи других подобных сетей: общались в эхоконференциях, скачивали файлы (в основном, конечно, легкую техническую документацию), отправляли приватные сообщения. В основном говорили об играх, обсуждали настройки ПО. Все, конечно же, было бесплатно и держалось на голом энтузиазме.

https://content.onliner.by/news/1100x5616/bcf0346d29f48d02456758e1e3645968.jpeg

- Сеть строилась так. "Поинты" (конечные пользователи) по обычному телефону звонят своему локальному "ноде" (узлу связи), а те, в свою очередь, соединены с более высокостоящими "нодами", часто объединявшими города. Чаще всего высшие "ноды" организовывали банковские работники. Особенно круто, когда у узла было несколько телефонных линий, ведь один пользователь занимал одну линию.

Естественно, немногочисленные романтичные особы, допущенные к таинству, не только общались в сети, но и регулярно встречались в офлайне. Обычно к "ноде" приходили его "поинты", приносили пиво, колу и общались. Иногда собирались и выезжали на природу с шашлыками - садились на электричку и ехали компанией человек пятнадцать.

https://content.onliner.by/news/1100x5616/897f2a2df30b1cfeb7198767b7e63944.jpeg
Примерно так выглядели тусовки "фидошников". Здесь себя могут узнать ребята 2:450/238, 2:450/42, 2:450/211, 2:450/240. Из архива читателя Onliner

- Побыв "поинтом" год и соблюдая правила конференции, ты мог прийти к своему "ноде" и сказать, что чувствуешь в себе силы и готов сам стать "нодой". Зачем? Наверное, чтобы потешить самолюбие, ведь твой статус возрастал, твои "поинты" тебя котировали. Такая история, как с джедаями и падаванами. А так никаких преимуществ не было, только энтузиазм.

Следующим этапом для Андрея стал FidoNet. Правда, попасть туда было куда сложнее даже по знакомству: нужно было себя зарекомендовать. Лишь после того, как к нему присмотрелись в HomeNet, Андрея наконец пустили в Фидо. Там он прошел тот же путь от "поинта" к "ноде". Структура была как в HomeNet, но с выходом на международный уровень.

- Беларусь в FidoNet была 450-м регионом. Можно было подписаться на российские, англоязычные эхоконференции, но с английским тогда у многих были проблемы. Не было ни флуда, ни буллинга. Пара слов мата в эхоконференции - бан на несколько дней в конференциях. Пару таких случаев - и тебя вообще удаляли, а вернуться было практически невозможно. Люди больше держали себя в руках, следили за языком. Это была больше сеть друзей, пусть даже и не знакомых друг с другом. Отношение было дружелюбное, пока интернет не начал коммерциализироваться.

По словам Андрея, сам он в техническом плане сильно вырос за то время. Заодно навсегда запомнились и вещи вроде номера "аськи" - она у montana73 семизначная, и он без запинки называет ее.

- Это была такая романтичная эпоха, когда ты прикасался к чему-то, чего нет у большинства. Ощущалось некое таинство, в которое посвящен узкий круг людей. Это было время Windows 3.1, текстового редактора "Лексикон", Word 6, поисковика AltaVista и матричных принтеров. А ты прекрасно был осведомлен обо всем этом и будто бы имел отношение к какой-то отдельной касте.

К 2000-м интернет стал гораздо доступнее, люди переходили на привычную сегодня электронную почту, поисковики и сайты. Какое-то время еще пытались объединить Фидо и интернет, но вскоре стало ясно, что это никому не нужно.
[...]
===

--- GoldED+/OSX 1.1.5-b20180707
* Origin: Esquire Station (2:6035/3.1)