FGHIGate на GaNJa NeTWoRK ST@Ti0N - Просмотр сообщения в эхоконференции RU.FIDONET.DIGEST
Введите FGHI ссылку:

Присутствуют сообщения из эхоконференции RU.FIDONET.DIGEST с датами от 15 Jul 13 08:53:56 до 28 Mar 24 13:17:19, всего сообщений: 2379
= Сообщение: 1848 из 2379 ================================ RU.FIDONET.DIGEST =
От   : Vladimir Fyodorov                2:6035/3.1         15 Oct 21 11:05:04
Кому : All                                                 15 Oct 21 11:05:04
Тема : СОБ.ИНФ.: Дмитрий Завалишин (DZ) о времени и о себе
FGHI : area://RU.FIDONET.DIGEST?msgid=2:6035/3.1+616938a5

> В журнале Digital World появилась статья, посвящённая Дмитрию Завалишину.
> Первая часть материала озаглавлена "Дмитрий Завалишин (DZ) о времени и о
> себе. Часть 1. От FIDO к Интернету". Ниже приводится целиком.

www.dgl.ru : https://bityl.co/97jx

===
*Дмитрий Завалишин (DZ) о времени и о себе. Часть 1. От FIDO к Интернету*

От Семен Лыткин - 05.10.2021

https://www.dgl.ru/wp-content/uploads/2021/10/05.png

Строго говоря, Интернет технически появился раньше. Его история восходит к сети ARPANET, которая была запущена еще в 1967 году. К слову, наш герой, Дмитрий Завалишин, появился на свет ровно тогда же. Fido существенно моложе: ее история восходит к 1984 году, когда американский программист Том Дженнингс объединил свою электронную доску объявлений (BBS) с принадлежащей его приятелю Джону Мэдилу, который жил в другом конце страны. При этом для связи выделялся час в течение ночи, когда, во-первых, действовал минимальный междугородний тариф, и, во-вторых, количество посетителей BBS минимально. Сеть была названа Fido, как утверждает молва, по кличке собаки Тома Дженнингса. Так что логотипом Fido стала собака с дискетой в зубах (рис. 1).

https://dgl.ru/wp-content/uploads/2021/10/01.jpeg
Рис. 1. Логотип Fido

Однако на территории тогда еще СССР Интернет и Fido появились почти одновременно, на рубеже 80 и 90 годов. "Обе сети пришли в Россию, а, точнее, тогда еще в Советский Союз абсолютно одновременно, где-то в 1990-м. Во всяком случае, в конце этого года были уже и Fido, и Интернет, точнее, "Релком", как она называлась первоначально. Разумеется, о массовом их использовании речи не шло, - о них знало буквально несколько человек по стране. Но к концу 1990-го я был подключен и к той, и к другой, - вспоминает Дмитрий Завалишин. - ФИДО было средой обитания. Эта сеть заменяла нам сегодняшние блоги и форумы по интересам. Все, какие есть. Фактически, все виды коммуникаций, какие мы видим сегодня в сети, уже присутствовали в то время в Fido".

Популярности Fido , по мнению Дмитрия Завалишина, и, к слову, не только его, способствовали несколько факторов. Один из них связан с последствиями распада СССР, когда Россия и другие постсоветские страны включились в международные коммуникации. Причем потребность в таких коммуникациях была очень высока, и как раз Fido с его низким порогом входа эту потребность удовлетворяла. "Релком" тоже, но он был коммерческим и, соответственно, серьезно отставал по уровню проникновения. По оценке писателя и блогера Алекса Экслера, перелом в пользу Интернета, по крайней мере, в Москве, произошел к 1997 году. В других городах это случилось еще на год-два позже. Да и в мире количество узлов (нодов) начало медленно, но верно снижаться с 1996 года (рис. 2).

Первый опыт входа в глобальные сети был увлекательным, хотя в самом начале 1990-х Интернет был совсем не таким, как сейчас: "Приехал домой, запустили с друзьями программу, как-то очень быстро разобрались что к чему. Сайтов в нынешнем понимании тогда еще не было, но были так называемые тематические ньюс-группы. В общем, первое письмо которое я написал в интернете, было письмом в ньюс-группу, посвященную музыке, с просьбой прислать мне текст песни "Отель Калифорния". И - чудо! - часа через два я получил сразу два ответа, причем меня до глубины поразило, что они пришли реально из Америки. Работает!".

https://www.dgl.ru/wp-content/uploads/2021/10/02.jpeg
Рис. 2. Количество узлов (нодов) Fido в мире по годам

Тем не менее, Fido существует до сих пор. Во многом благодаря тому, что удалось организовать обмен данными между сетями. К слову, Дмитрий к этому объединению также приложил руку: первый из таких узлов в России работал на его личном компьютере в течение нескольких лет: "Пару дней попрограммировал, и у меня получилось то, что называется, гейт между Fido и Интернетом. Испытал его на друзьях, - все работает, все довольны. А потом мы с Рыжковым подумали: может быть, всех подключить, а не только друзей? Для этого, по факту, нужно было только одобрение от "Демоса", а там главным был Валерий Бардин, можно сказать, основатель рунета. Сергей Рыжков (сотрудник компании "Демос", - ред.) пообещал нас познакомить, и я поехал. На негнущихся ногах, понимая, что это я еду у коммерческой компании просить доступа для халявного Fido в дорогой платный Интернет. Приехал, объяснил, считая, что меня, скорее всего, сейчас просто выгонят. А Бардин спрашивает: чего от нас-то надо? Да вот, - объясняю, - в таблицах роутинга прописать, что вот такие-то адреса идут на мой домен. Он говорит: и всего-то?! Вообще не вопрос, завтра включим. Это, конечно, чудо было. Я ехал воевать, упрашивать, а мне все - раз! - и само в руки упало. Приехал домой, написал в эхо-конференцию в Фидо, что теперь будем жить по-новому, и процесс пошел. Правда, в течение длительного времени - лет 10 - вся почта ходила через мою домашнюю машину, пока ребята из "Демоса" не прописали свой собственный гейт". Тем самым пользователи Fido получали доступ к полноценной электронной почте. С другой стороны, и пользователи Интернета при желании могут получать доступ к фидошным конференциям, или "эхам" (рис. 3).

https://www.dgl.ru/wp-content/uploads/2021/10/03.jpeg
Рис. 3. Чтение эхо-конференций Fido с помощью Thunderbird

Однако на ранней стадии Fido было удобнее. Как вспоминает Дмитрий, фидошники использовал шикарную, по крайней мере, по меркам того времени, программу для чтения и редактирования почты, - Golded (рис. 4), или, на сленге, "голый дед". А в Интернете для чтения писем использовалась малофункциональная и к тому же неудобная в использовании консольная программа. Письма в ней выглядели некрасиво. В итоге тут же появилась идея дополнить Golded возможностью чтения почты и из Интернет.

https://www.dgl.ru/wp-content/uploads/2021/10/04.jpg
Рис. 4. Так выглядел Golded

Дмитрий в итоге стал первым координатором, который занимался эхо-конференциями, и организовал первый в России backbone, который структурировал их работу: "До этого все было несколько хаотично: связь между узлами была организована как попало, из-за этого возникали дубликаты сообщений. Но в конечном счете мы собрались на сисопку - встречу системных операторов узлов Fido, чтобы разобраться как бороться с этой проблемой. И я предложил: давайте, я буду координатором, спланирую некоторую единообразную схему, и мы будем ей пользоваться. Потому что если мы будем планировать каждое "эхо" отдельно, - мы просто убьемся.

Дело в том, что там была определенная сложность: конференции должны были двигаться по графу без циклов, - иначе массово возникали дубликаты сообщений. Мы сперва пользовались цепочечной структурой - такой длинной "кишкой" из узлов-хабов. Все было хорошо, но до последнего узла информация доходила с огромным опозданием. Вся связь тогда была через модемы, по dial-up, созвоны - ночью, и за ночь можно было сделать десяток созвонов, но десятый в цепочке получал информацию уже к утру.

И тогда я придумал систему, которую стали называть "московский блин" - структуру из пяти узлов, каждый из которых был связан с каждым. Она обладала уникальным свойством: все сообщения, которые возникали на одном узле, первым же шагом попадали и на другие. Она была очень высоконагруженная, эффективная, и очень важная для Москвы: Fido в столице прижилось быстро и узлов было много, - по-другому их было не обслужить. Это была большая работа".

Также Дмитрий выступил с инициативой создания так называемой Зоны 7 - выделения России в самостоятельную единицу верхнего уровня, или, в терминах Интернета, создать домен верхнего уровня. Но она была отторгнута, фактически, российское сообщество пользователей Fido отказалось от реальной самостоятельности.

В итоге Дмитрием был сделан неутешительный вывод: "Система, которая отказывается эволюционировать, мертва, и это стало понятно уже тогда. Интернет к тому моменту стал уже настолько всеобъемлюще превосходящим, что о конкуренции речь не шла, и заниматься развитием Fido стало по-хорошему, бессмысленно". Пришло время новых проектов.
===

--- GoldED+/OSX 1.1.5-b20180707
* Origin: Esquire Station (2:6035/3.1)