VS>> Существуют ли еще другие материалистические философии истории, VS>> кроме марксизма и его производных?
VS>> Возможно, даже иначе чем марксисты определяющие само понятие VS>> "материалистическое понимание истории".
MO> Материалистичкеская философия истории - эволюция человечества путём MO> естественного отбора, по типу биологической. В этом смысле отдельные MO> сообщества аналогичны биологическим видам, устои и "скрепы", согласно MO> которым организовано сообщество - аналог генетический кода. И далее по MO> списку: наследственность (передача скреп из поколения в поколение), MO> изменчивость (трансформация скреп), борьба за существевование MO> (конкуренция носителей разных скреп внутри сообществ и между MO> сообществам). В результате естественныого отбора побеждают и MO> наследуются те скрепы, которые обеспечивают наилучшую MO> приспособленность исповедующего их сообщества к конкретным MO> историческим, геогрфическим, климатическим и прочим условиям.
Да, пожалуй, изложенное можно считать сабжем, альтернативным марксистскому пониманию истории. К сожалению, данная теория страдает редукционизмом, упрощением. Не могут IMHO явления социальные не быть сложнее явлений чисто биологических, т.е. сводиться к ним.
MO> Всё это можно было бы назвать социалдарвинизмом, если бы этот термин MO> не изгадили "учёные", пытающиея приспобить теорию биологической MO> эволюции для оправдания рассизма и прочей сегрегации "по праву MO> рождения".
А как тогда назовём? Теория борьбы цивилизаций, что-то типа как у Тойнби?
MO> В глубинной основе сабжа, в общнем-то, те же идеии лежат. Но они там MO> настолько обросли всякой идеологической лапшой типа эксплуатации, MO> прибавочной стоимости, классовой борьбы и т.п. (сам автор тут MO> постарался, а последователи ещё добавили), что вышеизложеной MO> материалистической сути в "правоверном" истмате уже и не разглядеть.
Материалистическая суть там в другом - в учёте трудовой деятельности человека, которой биологические объекты не обладают. В природе нет экономики.