MA>> Прыщу прыщения, а собсно Георга Вильгельма Фридриха Гегеля уже не MA>> считаем за философа более раннего, чем Маркса?
VS> Гегель вроде материалистом не был, по крайней мере нам на истории VS> философии так говорили. А в чем заключается философия истории Гегеля, VS> можешь в двух словах охарактеризовать?
Изучением философии я занялся недавно, мне это интересно. Hо сразу скажу - что я ни чего не знаю )))
Книгу Гегеля "Hаука логики" недавно прикупил, но пока не начал толком осваивать - язык тяжелый, требует глубокого погружения, а на это нет условий - рвут на части жизненные обстоятельства. Пока что Гегель меня сильно не торкает, потому сообщаю вскользь.
Это из википедии:
=== Hачало Windows Clipboard === Философия истории
История и история мысли являются единым процессом развёртывания абсолютной идеи. Исторические формации имеют как сходства, так и различия и представляют собой различные ступени развития идеи. Процесс движения истории един и диалектичен[34].
Диалектика определяет все исторические изменения. Наилучшим способом можно понять историю, если рассматривать развитие государств в диалектическом свете. Отдельно взятое государство можно назвать тезисом. По мере развития государство само порождает свою противоположность или антитезис. Тезис и антитез вступают в конфликт, и в конечном итоге, в результате борьбы появляется новая цивилизация, находящаяся на более высоком уровне, чем оба образования, ей предшествующие. В синтезе заключено самое ценное, что было в них[35].
Смысл истории по Гегелю есть прогресс в сознании свободы. На Востоке свободным сознаёт себя только один; все объективные проявления разумной человеческой воли (собственность, договор, наказание, семья, гражданские союзы) здесь существуют, но исключительно в своей общей субстанции, при которой частный субъект является лишь как accidens (например, семья вообще узаконивается как необходимость; но связь данного субъекта с его собственной семьёй есть только случайность, ибо единственный субъект, которому принадлежит здесь свобода, всегда может по праву отнять у любого из своих подданных его жену и детей; точно так же наказание в своей общей сущности признаётся здесь вполне, но право действительного преступника на наказание и право невинного быть свободным от наказания не существует и заменяется случайностью, ибо единственный субъект свободы, властитель, имеет общепризнанное право наказывать невинных и награждать преступников). В классическом мире субстанциальный характер нравственности ещё остаётся в силе, но свобода признаётся уже не за одним, а за несколькими (в аристократиях) или за многими (в демократиях). Только в германо-христианском мире субстанция нравственности всецело и неразрывно соединяется с субъектом, как таковым, и свобода сознаётся как неотъемлемое достояние всех. Европейское государство, как осуществление этой свободы всех (в их единстве), заключает в себе в качестве своих моментов исключительные формы прежних государств. Это государство есть необходимо монархия; в особе государя единство целого является и действует как живая и личная сила; эта центральная власть одного не ограничивается, а восполняется участием некоторых в управлении и представительством всех в сословных собраниях и в судах присяжных. В совершенном государстве дух объективируется как действительность. Но, нося в себе абсолютную идею, он из этой объективации возвращается к себе и проявляется как дух абсолютный на трёх уровнях: искусства, религии и философии. === Конец Windows Clipboard ===
Встречаются два профессора философии:
- Я знаю мало! - А я знаю ещё меньше! - А я вообще ни чего не знаю! - А я даже и этого не знаю!
Mark
--- GoldED+/W32-MINGW 1.1.5-b20060703 (New Point Express) * Origin: Я гражданин СССР; РФ и граждан РФ не существует (2:5023/24.3870)